https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/issue/feedВестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова2024-12-04T04:41:32+00:00Равшанбек Абсатаровrrr_51@mail.ruOpen Journal Systems<p style="font-size: large; color: black;">Научно-методический журнал "Вестник ОшГПУ имени А.Мырсабекова" основан в 2009 году.</p> <h5>Цели журнала:</h5> <p>• Освещение и привлечение внимания к актуальным проблемам педагогических, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки;<br />• Распространение информации о передовых исследованиях в данных областях;<br />• Формирование тематических научных площадок для обмена научными мнениями, предложениями и опытом;<br />• Обмен результатами исследований в области педагогических, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки между отечественными и зарубежными учеными из разных стран.</p> <h5>Задачи журнала:</h5> <p>• Предоставление страниц для публикации результатов фундаментальных и прикладных исследований в области педагогических, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки;<br />• Информирование специалистов и общественности об актуальных направлениях в области исследования педагогики, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки;<br />• Расширение возможности распространения и индексирования опубликованных научных работ в различных ключевых зарубежных базах цитирования.<br />• Апробация научных исследований молодых ученых и аспирантов.</p>https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/221ЗАМАНБАП ТЕХНОЛОГИЯНЫН ӨНҮККӨН УЧУРУНДА БАЛДАРДЫН ИНСАНДЫК САПАТТАРЫН КАЛЫПТАНДЫРУУНУН ПЕДАГОГИКАЛЫК ШАРТТАРЫ ЖАНА АТА-ЭНЕЛЕРДИН ИШ АРАКЕТИ2024-11-28T07:36:22+00:00Азизакан Жусуповаjusupova_aziza84@mail.ruАйсана Самиева samievaaisana68@gmail.ru<p><em>Современные технологии глубоко проникают в систему образования, открывая новые возможности для формирования личных качеств детей. В данной статье рассматриваются педагогические аспекты формирования личных качеств детей в условиях быстрого развития технологий, а также роль родителей. Статья охватывает влияние технологий на развитие личных качеств, новые методы обучения, эффективные стратегии воспитания родителей и рекомендации по формированию морально-этических ценностей у детей. Авторы исследуют способы вклада в личностное развитие детей с использованием возможностей современных технологий, подчеркивая важность сотрудничества между родителями и педагогами. Особое внимание уделяется созданию педагогических условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка в цифровую эпоху. В статье также рассматриваются перспективы внедрения инновационных образовательных практик для поддержания личностного роста детей в условиях быстро меняющегося технологического мира. В статье анализируются влияние технологий, педагогические условия и необходимые стратегии для формирования личных качеств детей. В заключении статьи представлены рекомендации для практик, направленных на развитие личных качеств детей.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/194ГРАЖДАНСКИЙ ПАФОС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2024-11-21T04:06:22+00:00Мусабек Сатыбалдиев michurinsk59@inbox.ruТаалай Торошов michurinsk59@inbox.ruГулипа Махаматалиева michurinsk59@inbox.ru<p>В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогического наследия В.А. Сухомлинского. В условиях научно-технического процесса и информоционных технологий вопросы воспитания и обучения приобретают всё больше и больше актуальное значение. В этом деле изучение педагогического наследия Сухомлинского в формировании личности учащихся имеет важное теоритическое и практическое значение. Сухомлинский в отличие от других педагогов унаследовал научные труды молодым педагогам и учителям. В связи с этим изучение педагогического наследия в подготовке педагогических кадров даст положительные результаты. Ведь труды Сухомлинского имеет, в осноном, практический характер. Он сам работал учителем и директором средней школы и обобщив свой педагогический опыт написал лучшие педагогические научные труды. В условиях глобализации и рыночных отношений изменились общественные и нравственные ценности в обществе. Молодых людей интересуют больше материальные ценности. Духовно-нравственные ценности переживают большие трудности и претерпевают на глазах общественности свои значимости и величие. Ускоренный темп научно-технического процесса отчуждает молодое поколение от духовно-нравственных ценностей. В результате формируются новое восприятие общественности к историческим духовно-нравственным ценностям. Думается, сегодня в обществе появилось необхадимость по-глубже освоить и изучить педагогическое наследие классиков, в частности, В. Сухомлинского. Ведь в своём педагогическом наследии Сухомлинский выдвигает вопросы гражданственности, вопросы воспитания человека в духе труда. Трудовое воспитание занимает ведущее место. И в то же время Сухомлинский молодым учителям даёт практические советы, рекомендации. Особо своё мнение обращает на развитие духовно-нравственных ценностей, на вопросы развития эстетического воспитания. В таких научных трудах: «Рождение гражданина», «Письмо к сыну», «Разговор с молодым директором школы», «Сердце отдаю детям», «Как воспитивать надо натоящего человека» и многие другие проповедует высокие принципы гуманизма и духовно-нравственных ценностей. Думается, изучение педагогического наследия Сухомлинского даст желаемые результаты в формировании личности учащихся и студентов, особенно, в подготовке педагогических кадров.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/165Роль учителей информатики в период трансформации сферы образования КР на программу «Алтын казык»2024-10-17T08:05:48+00:00Эралы Арынбаевera000@bk.ru<p>В данной статье анализируется основная роль учителей информатики в рамках программы «Алтын казык», которая была разработана в направлении коренного изменения системы образования в Кыргызской Республике. Программа направлена на создание современной системы образования и требует комплексного использования цифровых технологий. Поэтому учителя информатики играют важную роль в обучении цифровой грамотности учащихся, их родителей и коллег. В данной статье рассмотрены такие основные аспекты, как формирование цифровых компетенций, интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, развитие навыков самостоятельного обучения учащихся, использование педагогами цифровых образовательных платформ. Авторы отмечают, что учителя информатики являются ключевой силой во внедрении новых образовательных стандартов, подготовке учащихся и преподавателей к цифровому обществу, реформировании системы образования. Анализируется, что вклад учителей информатики во внедрение цифрового образования и программы «Алтын казык» способствует гармонизации системы образования с международным уровнем.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/218ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ2024-11-28T03:37:07+00:00Гүлайым Гапароваgaparova8282@gmail.com<p>Формирование информационной культуры студентов при обучении иностранному языку является одной из актуальных проблем современности. В статье рассматриваются педагогические методы, направленные на повышение информационных компетенций студентов в процессе обучения иностранному языку. Информационная грамотность помогает учащимся развивать навыки исследования, анализа, применения и обобщения информации. Посредством интерактивных методов, проектной работы, использования интернет-ресурсов, критического мышления и интеграции медиа-ресурсов будет повышена активность и самостоятельность учащихся. В результате студенты эффективно изучают иностранный язык и готовы успешно интегрироваться в глобальный информационный мир. Предлагаемые в статье педагогические методы направлены на повышение качества образовательного процесса, развитие информационной культуры учащихся, соответствие требованиям современного образования.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/197Воспитание духовно-нравственных ценностей у школьников Кыргызстана как национальная проблема отечественной педагогики2024-11-21T04:37:56+00:00Гулумкан Тумонбаеваgulumkan_72@mail.ruЧынара Арыкбаева charykbaeva@gmail.com<p><em>В данной статье рассматривается проблема воспитания духовно-нравственных ценностей у школьников Кыргызстана в контексте отечественной педагогики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения устойчивых нравственных ориентиров, способствующих гармоничному развитию личности и социальной интеграции в условиях современного общества.</em></p> <p><em>Автор анализирует существующие программы и инициативы, направленные на духовно-нравственное воспитание, такие как курсы по этике, партнерство с религиозными организациями и проекты, направленные на укрепление семейных ценностей. В статье также обсуждаются вызовы, с которыми сталкивается система образования в Кыргызстане, включая влияние глобализации, утрату традиционных ценностей и необходимость адаптации образовательных подходов к современным условиям.</em></p> <p><em>В результате исследования выявлены ключевые аспекты, способствующие эффективному воспитанию духовно-нравственных ценностей, такие как интеграция культурных традиций, активное вовлечение родителей и общества в образовательный процесс, а также необходимость разработки новых методик и программ.</em></p> <p><em>Статья подчеркивает, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания является не только задачей образовательных учреждений, но и важной социальной ответственностью всего общества, что требует комплексного подхода и сотрудничества различных институтов. В заключение автор предлагает рекомендации по улучшению практики воспитания духовно-нравственных ценностей в школах Кыргызстана, акцентируя внимание на важности формирования целостного образовательного пространства, способствующего развитию гармоничной личности.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/203ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (на примере 3-4 класса)2024-11-21T09:53:30+00:00Бушарипа Үкүева Ukueva1949@mail.ruАйдай Ноомановаrrr_51@mail.ru<p>В статье говорится о путях повышения творческой активности учащихся при преподавании уроков литературы посредством новых технологий, о необходимости умения учителя использовать инновационные виды обучения с целью ознакомления учащихся с новыми технологиями, чтения и объяснять их, формировать умение использовать их на уроке и реализовывать этот процесс. Потому что сообщается, что он человек, который стремится освободить будущих носителей профессии от скучных уроков и добиться мирового уровня новых структур и изменений, творческой деятельности.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/198МОТИВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ2024-11-21T04:43:46+00:00Кандалат Турдубаеваkandalathanturdubaeva@gmail.com<p>в статье рассматривается роль и значение мотивационных методов в повышении качества образования. Анализируется роль мотивации в повышении активности студентов и интереса к обучению в учебном процессе. Путем внедрения мотивационных методов в современную систему образования показаны пути развития познавательных способностей учащихся, активизации творческого мышления, применения теоретических знаний на практике. В статье анализируются такие методы, как геймификация, уточнение целей обучения, решение проблем и проблемное обучение, которые могут помочь улучшить качество образования. В заключительной части представлены рекомендации по эффективному использованию мотивационных методов.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/174Джумабаева ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ2024-11-19T05:05:22+00:00Акылай Джумабаева djumabaeba@mail.ru<p>В данной статье рассматривается роль интегрированных уроков в формировании профессиональной компетентности учителей в современной системе образования. Современные стандарты требуют от учителей высокого уровня теоретических знаний, сочетания практических навыков и личностных качеств. Интегрированные уроки, создающие межпредметные связи, позволяют учащимся комплексно усвоить материал, а также побуждают учителей проявлять творческий подход и использовать инновационные методы. Также анализируется понятие компетентности, ее основные компоненты и профессиональные качества педагога согласно современным требованиям. Приведены методы организации интегрированных уроков, примеры и их преимущества в обучении. В результате исследования отмечается важная роль интегрированных уроков в эффективной организации учебного процесса и в профессиональном развитии учителя.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/188Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики через текстовые задачи2024-11-21T02:49:18+00:00Венера Исаковаisakova.v73@gmail.com<p><em>В статье написано о месте текстологических вопросов в формировании математической грамотности, имеющей большое влияние в учебном процессе, требующем приобретения богатейшего опыта цивилизационного развития. Этот метод, в свою очередь, является эффективным инструментом для использования при решении других задач. Отмечается, что данный метод математического творчества и аналитического мышления может найти широкое применение в повседневной жизни, научных исследованиях и бизнесе. Текстовые задачи являются основным инструментом формирования математической грамотности учащихся. Проблемы помогают закрепить знания, применяя новые математические концепции и методы. Оно, в свою очередь, используется для решения других задач. Этот вид математического творчества и аналитического мышления можно широко использовать в повседневной жизни, научных исследованиях и бизнесе.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/169МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МНОЖЕСТВАМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ В ДОШКОЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ2024-11-19T03:35:58+00:00Зырапа Абдывасиева Zyrapaa1955@gmail.comАйнура Таабалдиева Zyrapaa1955@gmail.comДинара АсановаZyrapaa1955@gmail.com<p><em>В статье сначала даются представления о множесто. Показана методика формирования у детей элементарных представлений о множественности с примерами (понятия“много” и “один”, их соотношения) до изучения чисел. Детям разных возрастов была дана методика специфики обучения группировке предметов и явлений. Практическим путем мы остановились на методике формирования умения устанавливать одно важное соответствие между элементами множеств. Мы дали методику формирования представлений о множество у детей дошкольного возраста средней и старшей группы, обучения дошкольников старшей группы графическому изображению множество и их элементов и показали привели примеров по отношению к ним.</em></p> <p><em>Данная статья станет руководством для педагогов дошкольной образовательной организации и студентов указанных специальностей в учебных заведениях. </em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/173Бекчонова ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ, ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ (IOT)2024-11-19T04:55:44+00:00Шоира Бекчоноваshoirabekchanova09@gmail.com<p>Целью данной статьи является предоставление обзора того, как анализ и интеграция передовых технологий в эпоху цифровых технологий могут сформировать будущее национальной системы образования. Используя возможности больших данных, облачных технологий и Интернета вещей, преподаватели могут получить ценную информацию об успеваемости учащихся, моделях обучения и использовании ресурсов, что позволит им принимать более обоснованные решения и адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям. что это позволяет. Это способствует доступности и расширению образовательных ресурсов, позволяющих эффективно управлять информацией, дистанционным обучением и сотрудничеством преподавателей и студентов, преподавателей и преподавателей, студентов и студентов в системе непрерывного образования, что кардинально влияет на повышение эффективности образования. цитируется.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/199РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВАХ И УГРОЗАХ В КЫРГЫЗСТАНЕ2024-11-21T04:49:30+00:00Мээрим Усуповаmeerimusupova99@gmail.com<p>Данная статья проводит анализ воздействия социальных медиа на формирование общественного мнения и принятие политических решений в контексте политических процессов в Кыргызстане. Исследование основывается на теоретических концепциях общественной мобилизации и цифровой дипломатии, а также на практических данных, собранных из различных социальных медиа-платформ и интервью с участниками политической сцены Кыргызстана. Разделы статьи охватывают влияние социальных медиа на формирование общественного мнения, их роль в мобилизации граждан и воздействие на процессы принятия политических решений.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/200ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛАЙЧИЕВА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА2024-11-21T04:58:59+00:00Айсырга Ырысбаева aisyrga160209@mail.ru<p><em>в данной статье рассматривается вопрос о возрождении произведений Алайчиева Сыдыка с помощью искусственного интеллекта. Произведения алайчиева признаны творческим наследием, занимающим особое место в кыргызской литературе, исследуются их идейные и художественные особенности. С помощью технологий искусственного интеллекта исследуются возможности переработки произведений, визуализации и создания нового читательского опыта. В статье обсуждается использование искусственного интеллекта в литературе, его роль в приближении литературных произведений к аудитории нового поколения и вопросы оцифровки творчества. Также будут проанализированы способы перевода произведений алайчиева в цифровой формат, как их содержательные и стилистические особенности сохраняются и развиваются с помощью искусственного интеллекта.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/179Мадраимов НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ И ФУНКЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 2024-11-19T08:28:39+00:00Сапарбек Мадраимовcbelekkyzy@mail.ruЧолпон Белек кызы cbelekkyzy@mail.ruБүкадича Төлөн кызы cbelekkyzy@mail.ru<p><em>Обращено внимание на определения нестандартной задачи школьного курса математики, данные различными учеными, и предприняты попытки дать определение нестандартной задачи.</em><em> Также была подчеркнута роль нестандартных вопросов. Были приведены примеры нестандартных задач и указаны определенные требования к ним. Также дано места для нестандартных функций задачи.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/167ПРОБЛЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА ОШ2024-11-04T08:26:12+00:00Асадулло Куйчиевakuichiev@mail.ruАширбек Топчубаевash-6406@mail.ru<p>В данной статье дана краткая оценка географического, экономического, социального, экологического состояния города Ош, являющегося крупнейшим и старейшим на юге Кыргызстана, и рассмотрены вопросы его улучшения. Изучен генеральный план развития города до 2025 года. Также обсуждались мероприятия по озеленению, являющиеся основным фактором улучшения экологической обстановки, их перспективные направления. Дерево улучшает микроклимат местности, очищает воздух среды обитания от пыли и газов (с помощью листьев, стволов и ветвей), защищает дороги и населенные пункты от пыли, ветра и смога, улучшает санитарно-гигиенические условия. Рассмотрены вопросы создания производственной базы озеленения. Предоставляется информация о размере, экологии, местоположении и растительности зеленых зон и парков в городе. Также были даны некоторые рекомендации по решению проблемы.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/201МИГРАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ С ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ НА ОКРАИНЕ ГОРОДА ОШ2024-11-21T05:07:16+00:00Бекназарова Жээнгүл Бекназароваjeengul83@mail.ru<p> Данная статья направлена на изучение влияния химических удобрений, используемых в сельскохозяйственных районах на окраинах города Ош, на воздушные, почвенные и водные экосистемы. В исследовании анализируются миграция и распределение химических удобрений в почвенном слое и в водах региона, их концентрация и влияние на биогеохимические циклы. Также рассматривается возможное негативное воздействие этих химических веществ на окружающую среду и здоровье человека. Химические удобрения широко используются в сельском хозяйстве для повышения урожайности, но их миграция приводит к загрязнению земельных и водных ресурсов. Основными путями миграции являются сток через почву, испарение в атмосферу и эрозия. Обсуждаются негативные последствия миграции, включая загрязнение воды, эвтрофикацию и нарушение биоразнообразия. В статье также рассматриваются рекомендуемые меры и эффективные методы управления для уменьшения миграции химических веществ.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/204Идейно-тематическое своеобразие стихов Сыдыка Алайчиева2024-11-23T05:09:41+00:00Келдибай кызы Майрам Келдибай кызыmairam.84@mail.ru<p><em>В </em><em>данной статье рассматриваются идейно-тематические особенности стихотворений народного поэта Сыдыка Алайчиева. Занятие </em><em>Сыдыка Алайчиева пением, этапы его становления как поэта, особенности творчества уникальны. Свою деятельность он начал как импровизатор. После этого он навсегда переключился на пение, одновременно работая преподавателем и продолжая создавать песни на различные темы. В статье нашей основной целью было проанализировать стихотворения поэта, написанные на различные темы в разные периоды, и выявить их идейные особенности. Были глубоко проанализированы вышеперечисленные вопросы, а также проанализированы темы стихов поэта.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/168СЫДЫК АЛАЙЧИЕВ – ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ2024-11-19T03:11:15+00:00Тазагул Айбашова tazagul.aibashova1970@mail.rНурийла Дамилова ndamilova@oshsu.kg<p>В статье рассказывается о жизни, становлении певческого искусства, личной судьбе, жизни, темах его творчества и искусства о Сыдыке Алайчиеве, который был умен и талантлив по натуре, имел в груди слова, обладал блуждающим умом, творил искусство из того, что видел, сочинял песни, основываясь на своих мыслях, и был известен среди старших как детский певец. Анализируются стихи поэта, сравнивающие хорошее и плохое, щедрое и нещедрое, умеющего видеть превратности жизни. Прославлялось то, что все происходит в жизни, направление жизни, сложность судьбы, страдания, перенесенные, обновление вместе с мечтами, изменения в обществе, забота советского правительства, проделанная работа. Было обращено внимание на то, что стихи поэта ценятся как культурное наследие, оставленное следующему поколению. Как просветитель говорилось, что он был учителем в школе ликвидации неграмотности в 1927-1953 годах, был первым учителем, который своими песнями давал духовную пищу молодежи и просвещал народ.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/170ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВФЕМИЗМОВ В РАССКАЗАХ О. ГЕНРИ2024-11-19T03:56:33+00:00Гулнара Акылбекова gulnara.shadymanovna@internet.ru<p>Эвфемизмы — это лексические средства, используемые для смягчения жестоких реальностей и деликатных тем, играющие значительную роль в литературе, особенно в произведениях О. Генри. Известный своим остроумием, юмором и неожиданными концовками, О. Генри использует эвфемизмы, чтобы обойти сложные темы, такие как бедность, смертность и социальная несправедливость, не отталкивая свою аудиторию. В данной статье исследуется использование эвфемизмов в рассказах О. Генри, иллюстрируя, как они способствуют развитию персонажей и глубине тематики. Путем анализа выбранных рассказов исследование раскрывает многостороннюю роль эвфемизмов в обогащении повествования, сохраняя при этом увлекательный и легкий тон. Применяется качественный метод исследования, сосредоточенный на текстовом анализе произведений О. Генри. В ходе анализа выявляются различные эвфемизмы, которые классифицируются в зависимости от их контекста и значения в рамках рассказов. Используется таблица для представления примеров эвфемизмов вместе с их значениями и контекстами, что облегчает ясное понимание их использования. Результаты показывают, что эвфемизмы не только усиливают эмоциональный опыт читателя, но и побуждают к размышлениям о глубоких социальных проблемах. Эта статья способствует пониманию литературного стиля О. Генри, подчеркивая важность языка в повествовании и социальной критике.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/208ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛЕКТИЗМОВ В СТИХАХ СЫДЫКА АЛАЙЧИ2024-11-27T08:25:35+00:00Жаннат Джумаеваzhannat-1984@mail.ru<p><em>В этой статье исследуется использование диалектизмов в стихах Сыдыка Алайчи и их функции в произведениях искусства. В исследовании особое внимание уделяется языковым особенностям и элементам различных диалектов в работах автора. Сыдык Алайчы уулу в своей поэзии, используя слова и выражения, характерные для южного диалекта кыргызского языка, придает своим произведениям местный колорит, отражает национальный менталитет и культурное наследие. В статье анализируется художественно-стилистическая роль диалектизмов и лексическое богатство, передаваемое через них, раскрывается специфика языка автора в его творчестве. Также рассматривается взаимосвязь диалектизмов с литературным языком и их значение для сохранения национальной идентичности.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/175Стихи Бала ырчы - ритм сегодняшнего дня2024-11-19T05:25:50+00:00Жаанбаева Калипа ЖаанбаеваKalipa27@hotmail.com<p>В статье анализируется современное значение художественного наследия кыргызского поэта Бала ырчы (Сыдык Алайчы), идеи наставничества в произведениях.Подчеркивается, содержащие в его поэзии наставления, нравственные ценности и принципы народного просвещения нашли свое место в сегодняшних условиях.Мудрые слова Алайчы, обращенные к молодежи и обществу в целом, включает в себя такие важные вопросы, как стремление к знаниям, порядочность, взаимное уважение и духовная чистота.В статье анализируетсы роль проповедей поэта в поддержании социальной ответственности в национальных ценностей в современном обществе.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/177Поэтического искусства С.Алайчи2024-11-19T07:36:04+00:00Гулбара Колбаеваgulbarakolbaeva@jmail.com<p>В данной статье рассматривается творчество С.Алайчиева, в котором через его проповеди, айтыш, (виды национального стихототворного творчества, “айтыш,” является импровизацией) а также стихи о любви, родине, природе и повседневной жизни, можно увидеть истинные человеческие качества и простоту. Будучи выдающимся поэтом кыргызской литературы, Алайчиев через свою поэзию выражает национальный дух, культуру и человеческие чувства. Его творчество позволяет глубже исследовать социальные темы и вопросы морально-этических норм в кыргызской поэзии. Настоящий мыслитель-поэт ценит силу слова. Найдя истину в мысли и слове, во время айтыша он может найти зацепку в длинной рифме и с её помощью отделить добро от зла, побеждая соперника через силу слова, что является традицией акынов. Также в статье акцентируется внимание на его поэтическом таланте, проявившемся с детства.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/182ТЕМАТИКА И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА СЫДЫКА АЛАЙЧЫЕВА2024-11-20T03:17:32+00:00Бактыгуль Матисаеваmbaktygularapovna@gmail.comГульмира Ахмедова 1971@mail.ru<p>В данной статье дан анализ творчества акына Сыдыка Алайчыева. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной исследованностью творчества акына-импровизатора Сыдыка Алайчыева, в котором переплетаются поэзия и философия. Оно является не только литературным наследием, но и отражением национальной идеологии и философии, сокровишницей народной мудрости кыргызов. Цель исследования – раскрыть многообразность тематики произведений С. Алайчыева. Было установлено, что С. Алайчыев в своем творчестве освещал философские, просветительские, патриотические и любовные темы, которые носили поучительный характер. С. Алайчыев был не только поэтом, но и занимался просветительской деятельностью: преподавал в первых школах-ликбезах и всю последующюю жизнь посвятил работе учителя. Не только творчество поэта, но и вся его жизнь может служить для подрастающих поколений примером верности идеалам.</p> <p>Возможно использование материалов данного исследования в разработке лекционных курсов и практических занятий по кыргызской литературе.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/183Актуальные проблемы творчества К. Т. Аксакова.2024-11-20T03:36:45+00:00Гулипа Махаматалыеваgulipa1998@mail.ru<p>В данной статье рассмотриваются актуальные вопросы писательской судьбы С.Т.Аксакова Писательская судьба С.Т.Аксакова оказала огромное влияние на его творческий путь. Напомним некоторые важные факты из биографии писателя, чтобы понять его трепетное чувство воспоминаний об отчем доме, о родной семье, о детстве и отрочестве, прошедших в отмасфере любви, уважения, добра. Имонно эти факторы оказали большое влияние на формирование его творческой личности.</p> <p> Детство Сергея Тимофеевича прошло в селе Ново-Аксаково Бугуруслановского уезда Оренбургской губернии. Первоначальным воспитанием сына руководила мать-Мария Николоевна -женщина умная, образованная, весьма начитанная. Именно мать рано приучила мальчика к книгом и сама она читала очень выразительно.</p> <p>Русские народные сказки, книги Крылова, Фонвизина, Сумарокова, Княжнина, Карамзина, Державина с юных лет стали спутниками жизни будущего писателя. От отца Сергей унаследовал страстную любовь к природе, рыбной ловле, охоте, уважение и сострадание к природе, рыбной ловле, нелегкому крестьянскому быту, труду.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/184 Особенности творчества Сыдыка Алайчиева2024-11-20T03:46:10+00:00Шамир Мондошовmondoshov58@bk.ru<p><em>В данной статье речь пойдет о творческих особенностях мастера айтышного искусства Сыдыка Алайчиева, который пополнил ряды кыргызских певцов и литераторов, произведения которых в свое время не были изучены и не дошли до народа, но представили ценные материалы, собранные из народных уст, рукописных фондов и потомков. Тематика стихов поэта разнообразна, он отражает отчаяния простого народа. При этом учитываются индивидуальные особенности ребенка-певца.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/193БАЛА ЫРЧЫ (ЮННЫЙ ПЕВЕЦ) И ПЛЕЯДА ПЕВЦОВ, КОТОРЫЕ ПОВЛИЯЛИ НА ЕГО ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ2024-11-21T03:54:59+00:00Абдыкерим МуратовBashredaktor@mail.ruАзиза Саттароваaziza.sattarova.1965@mail.ru<p><em>В данной статье рассказывается о наставниках сын СыдыкаАлайчы, известного в народе как «Певец Бала», повлиявших на его становление как поэта, просветителя и личности, а также о его коллегах-певцах, игравших вместе с ним. Хотя проблема «учитель-ученик» имеет большое значение в творчестве кыргызских певцов, в литературоведении эта проблема мало изучена. Цель и задачи таких исследований – выявить влияние творческих людей друг на друга, пример, который образцовые люди подают другим людям. Для исследования темы авторы используют свои личные размышления и творчество певцов, а также произведения литераторов. Мысли, высказанные писателями-практиками, помогают более комплексно понять творчество певца.Статья предназначена для студентов вузов, аспирантов, магистров, литературоведов и школьных учителей кыргызской литературы.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/189Сыдык Алайчиев - известный поэт своего времени2024-11-21T03:00:57+00:00Таттуугүл Орозалиева tattuugul@mail.ru<p>Сыдык Алайчиев-поэт, выделившийся в середине XX века в кыргызской литературе, через свое поэтическое искусство отразивший национальный дух, культуру и человеческие чувства. Его творчество дает возможность глубоко изучить социальные темы и человеческие морально-этические проблемы в Кыргызской поэзии. В данной статье анализируются особенности поэзии Алайчиева, ее стилистическое и тематическое богатство, а также роль поэта в общественно-политической жизни, его место и значение в кыргызской литературе. Поэт оставил свой след в Кыргызской поэзии, получив наставления от великих поэтов, а вместе с ними и Айтыш на совместных трапезах, то побеждая их, то перетерпев порожения, погружаясь в поэзию с талантливыми от природы великими поэтами и создавая стихи на самые разные темы, не уступающие известным поэтам того времени. Тем не менее, было много разговоров о том, как дальше развивалось искусство мальчика-певца.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/186Преподавание и воспитание в стихах Сыдыка Алайчиева и их влияние на общество.2024-11-20T04:04:15+00:00Тинатин Омороваtinatin.75@mail.ru<p><em>В данной статье показано влияние стихов Сыдыка Алайчиева на образование и общество. В каждом своем произведении автор тесно работает с образовательными задачами разного содержания. Основное внимание уделяется самому важному вопросу в жизни, который является вершиной человеческих качеств, ведущих образцовую жизнь.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/202СТИЛЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА2024-11-23T05:12:36+00:00Нурзат Сартбаеваsartbaevan@gmail.com<p>статье об выразительности лингвистике. тюркологии конца 60- годов века проблема научно-. Ученые - опирались работы лингвистов эмоционально- и пришли теоретическим выводам. исследований эмоционально- в языке нет. некоторых -теоретических ученые косвенные . Как ученых, рассматривается в связи идиомами, , афоризмами, являются художественной . Мы , что средства создают эффект, прямое () значение, когда обрабатываются речи эмоциональные . "Выразительность во стилях . Из влияние очевидно художественном ». В языке много -выразительных . В использовании и представления вещах точно, , впечатляюще.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/195Особенности использования средств художественного слова в произведениях Алайчиева 2024-11-23T05:02:53+00:00Нургуль Танаеваnurgultanaeva@gmail.com<h3>В данной статье анализируются особенности использования средств художественного слова в стихах выдающегося представителя Кыргызской поэзии Сыдыка алайчиева. Художественные средства выражения, такие как метафоры, сравнения, эпитеты и повторения, широко используемые в творчестве поэта, рассматриваются как основные характеристики его поэтического стиля. В статье исследуются ритмическая структура, музыкальная выразительность песен алайчиева, а также Значение жанров художественной литературы и терме. Через языковые средства, использованные в его произведениях, отмечается философское мышление поэта и его вклад в Кыргызскую поэзию. В статье отражена особая ценность и литературное наследие творчества поэта через изучение особенностей средств художественного слова в поэзии Алайчиева.</h3>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/196Стилистический анализ любовных песен С. Алайчиева2024-11-21T04:31:15+00:00Айдын Токтосунова aidyn.toktosunova@mail.ru<p>В статье выясняется сходство стихов поэта со стихами поэтов того времени, их здравость, острота его речи в поэзии, наличие самоуверенного, умного, мужественного характера, о котором можно судить по его айтышу с поэтом Барпи, обсуждались языковые особенности его стихов на тему любви.</p> <p> Тематика его песен также разнообразна. Сыдык Алайчиев также как и Калыгул, Арстанбек, Токтогул, часто затрагивает темы добра и зла, смерти и жизни. Несмотря на то, что произведения Сыдыка Алайчиева на тему любви немного, но у него они есть. Он занимает большое место в кыргызской литературе. Это видно из вопросов ритма и используемых художественных выразительных средств.</p> <p> В основном на научной основе проанализирована оценка поэта как поэта, уделявшего особое внимание теме любви.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/185ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «СЫДЫК АКЫН И ЖИЗНЬ» 2024-11-20T03:52:24+00:00Акылай Наркееваakylai.narkeeva@gmail.com<p><em>Творчество кыргызских фольклористов и поэтов является зеркалом сознания и общественного развития. Они являются не только литературным наследием, произведением искусства, но и необходимым средством особого служения в чтении и изучении национальной идеологии и философии кыргызского народа и использовании их как образа мышления в жизни человека. Поэзия и философия тесно связаны. Особенно это характерно для творчества кыргызских поэтов. Любой поэт пытался в своих стихах отделить хорошее от плохого, ввести черное и белое, признать величие жизни и смерти, донести до народа правду жизни с помощью художественного слова. Такая задача — удел поэтов. В мире света у каждого слуги есть своя работа. Среди таких южных поэтов - Токтогул, Барпы, Бекназар Нишан, Арзыбай, Ботобай, Орозаалы, Ташмат, Мырза, Жолдош. Сыдык Алайчиев, современник таких великих поэтов и художников, как Абдымомун, Амира, Усанбай Комузчу, Сабан Кякчы, Кара Комузчу, участвовавший в званых обедах и пробувший свои способности в речах, является свободным поэтом, оставившим свой след в поэзии. певцов. Залкар прошел обучение у певцов и изучил традиции пения. Он слышал лекарство, которое они жевали. Певческую судьбу и творческий путь Сыдыка Алайчиева невозможно отделить от вышеперечисленных поэтов. Он был широко известен в той местности, где жил, но его произведения не были записаны и раньше, когда он был уже в старости, то есть когда он был далек от искусства пения, на него обратили внимание, и некоторые его изречения , проповеди и песни словно были забыты. Даже если у поэта осталось мало стихов, мы можем включить его стихи во внеклассную работу и использовать их во внеклассной деятельности.</em></p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабековаhttps://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/191СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КЫРГЫЗСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ2024-11-21T03:35:08+00:00Нурийла Осмоналиеваnurinurila231271@gmail.com<p>Преподавание кыргызского языка как второго языка в средних школах является важным аспектом сохранения и развития культурного наследия кыргызского народа. В условиях глобализации и многоязычия в мире умение говорить на родном языке является большим преимуществом для общения, понимания и сохранения исторической памяти. Существует множество методов преподавания кыргызского языка как второго, направленных на развитие навыков разговорной речи, понимания, чтения и письма. Одним из них является коммуникативный метод. Оно направлено на общение на языке в реальной ситуации, способствует формированию коммуникативных навыков и пониманию языка на слух. С использованием современных технологий также широко используются такие инновационные методы, как интерактивные уроки, игры, проектная деятельность и групповая работа. Эти методы стимулируют интерес и мотивацию учащихся к изучению языка, делая процесс обучения интересным и эффективным. Кроме того, автор статьи указывает, что использование аутентичных материалов, таких как кыргызские тексты, песни, фольклор, фильмы, которые помогают учащимся включиться в языковую среду и лучше понять культуру и традиции кыргызского народа, является важный аспект статьи. Поэтому современные методы преподавания кыргызского языка как второго в средних школах направлены на развитие коммуникативных навыков, мотивацию учащихся и интерес к языку и культуре. Это способствует сохранению и продвижению кыргызского языка как важного элемента национальной идентичности.</p>2024-12-04T00:00:00+00:00Copyright (c) 2024 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова