Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01 <p style="font-size: large; color: black;">Научно-методический журнал "Вестник ОшГПУ имени А.Мырсабекова" основан в 2009 году.</p> <h5>Цели журнала:</h5> <p>• Освещение и привлечение внимания к актуальным проблемам педагогических, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки;<br />• Распространение информации о передовых исследованиях в данных областях;<br />• Формирование тематических научных площадок для обмена научными мнениями, предложениями и опытом;<br />• Обмен результатами исследований в области педагогических, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки между отечественными и зарубежными учеными из разных стран.</p> <h5>Задачи журнала:</h5> <p>• Предоставление страниц для публикации результатов фундаментальных и прикладных исследований в области педагогических, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки;<br />• Информирование специалистов и общественности об актуальных направлениях в области исследования педагогики, гуманитарных, социальных, физико-математических, естественных и филологических отраслей науки;<br />• Расширение возможности распространения и индексирования опубликованных научных работ в различных ключевых зарубежных базах цитирования.<br />• Апробация научных исследований молодых ученых и аспирантов.</p> ru-RU <p>This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License. To view a copy of this license, visit http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ or send a letter to Creative Commons, PO Box 1866, Mountain View, CA 94042, USA.</p> rrr_51@mail.ru (Равшанбек Абсатаров) rrr_51@mail.ru (Равшанбек Абсатаров) Thu, 23 Oct 2025 10:37:24 +0000 OJS 3.3.0.12 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА, РОБОТОТЕХНИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ» https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/367 <p>В статье обоснована актуальность формирования графических компетенций бакалавров образовательной программы «Информатика, робототехника и проектирование»: отмечена потребность в высококвалифицированных инженерах, обусловленная быстрыми темпами развития техники и технологий, отраженная в стратегических документах Республики Казахстан; раскрыта сущность технического проектирования, его взаимосвязь с черчением и инженерно-графической деятельностью. Обозначена роль технического проектирования как&nbsp;</p> <p>одного из направлений профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров информатики, робототехники и проектирования. Все перечисленные факторы подтверждают необходимость формирования графических компетенций студентов образовательной программы «Информатика, робототехника и проектирование». Исходя из принятого в педагогической науке содержания компетентности, интегрирующей знания, умения, навыки, опыт и способы деятельности раскрыта сущность инженерно-графической компетентности и составляющих её компетенций. Отмечена роль и перечислены способы мотивации обучающихся в формировании у них графических компетенций. Раскрыта сущность и особенности использования в обучении черчению методов формирования графических компетенций: словесно-наглядных и практических, уточнения целей обучения, игрового моделирования, информационно-коммуникационных; контрольно-оценочных, реализуемых в системе дистанционного обучения Moodle с использованием активных элементов курса – тестирование и HotPot.</p> Шумейко Татьяна Степановна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/367 Thu, 29 May 2025 00:00:00 +0000 Формирование элементарных понятий математического раздела «Число и счет» у детей старшей дошкольной группы на основе элементов кыргызских этнокультурных традиций https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/384 <p style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; text-indent: 35.4pt;"><span style="font-size: 11.0pt;">Формирование элементарных математических представлений в дошкольном образовании рассматривается как основа для дальнейшего получения детьми математических знаний. Было отмечено, что в Законе «Об образовании» говорится о том, что «...образование направлено на формирование гармоничной системы общечеловеческих и национальных ценностей...». В соответствии с этим, сначала было рассмотрено содержание формирования элементарных математических представлений у детей старшей дошкольной группы, а затем содержание и цель формирования тех же элементарных математических представлений в сочетании с элементами кыргызских этнокультурных традиций. При этом раздел «Число и счёт» был рассмотрен наиболее широко. В национально-региональном компоненте предусмотрено: Обучение счёту на кыргызском языке от 1 до 10; последовательное ознакомление с образованием каждого числа от 5 до 10; обучение сравнению соседних чисел в пределах 10 на основе конкретных множеств (например, разноцветных альчиков); обучение получению равенства из неравенства (и наоборот): путём добавления одного альчика к меньшему числу или вычитания одного альчика из большего числа; уравнивание чисел; обучение отсчёту альчиков из большой группы по образцу или в соответствии с заданным числом (в пределах 10) и т.д. Также предусмотрено ознакомление с песнями, загадками, считалками, пословицами и поговорками, крылатыми словами, играми, скороговорками и сказками и другими материалами на кыргызском языке, где упоминаются числа и другие математические понятия.</span></p> Абдывасиева Зырапа, Халмурзаева Айжамал Шадыбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/384 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/387 <p>В развивающемся обществе постоянно происходят новые социальные процессы в соответствии с требованиями, которые предъявляет наше независимое государство и перед системой образования ставятся новые задачи: научить правильному творческому подходу к каждой профессии, сформировать разностороннюю, компетентную и любознательную личность, изменить содержание, структуру и цели качественного обучения по всем разделам соответствующего предмета в соответствии с требованиями.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В настоящее время наблюдается, что формирование социально-коммуникативной компетентности современных будущих учителей математики является еще одним путем продвижения или совершенствования образовательного процесса нашей страны.В целом мы все знаем, что процесс обучения &nbsp;методы, в том числе человеческие компетенции, помогут будущим учителям математики добиться успеха в общественной жизни и работе. Социально-коммуникативная компетентность будущих учителей математики формируется посредством постоянной активной практики, непрерывных теоретических знаний и постоянного самосовершенствования во всех аспектах.Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, этическое общение, командные и лидерские качества, эмпатия и эмоциональный интеллект.</p> Алиева Жаркынай Анарбаевна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/387 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 РОЛЬ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В ХРАНЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/394 <p><em>В статье рассматриваются вопросы управления персональными данными в различных облачных платформах на научно-практической основе. Актуальность исследования обусловлена развитием информационных технологий и ростом требований к информационной безопасности. Цель статьи – сравнение методов, предлагаемых широко используемыми облачными провайдерами (Amazon Web Services, Microsoft Azure, Google Cloud и IBM Cloud) по управлению персональными данными, а также анализ их особенностей. В исследовании освещены технологии шифрования данных, механизмы идентификации и авторизации, распределение прав доступа, а также вопросы соответствия международным и национальным правовым требованиям. Сравниваются преимущества и ограничения каждой платформы, показаны эффективные пути обеспечения защиты персональных данных. В заключение представлены практические рекомендации по оптимизации управления данными и сделаны выводы, которые могут служить ориентиром для специалистов при выборе облачных сервисов.</em></p> Бердибекова Кулийпа Турдибековна, Мамитов Мухаммадазиз , Жоробекова Каныкей Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/394 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ИССЛЕДОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ ВТОРОГО ПОРЯДКА В ПРОГРАММЕ MAPLE. https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/403 <p>Статья предназначена для магистрантов и студентов различных специальностей, интересующихся математическими вычислениями. Аналитические решения обыкновенных дифференциальных уравнений второго порядка получены с помощью команды dsolve программы Maple. Рассматриваются вопросы существования и единственности решений однородных и неоднородных дифференциальных уравнений второго порядка, решение краевой задачи, проверка полученного решения с помощью команды odetest, построение численных решений и графика численного решения с помощью команды odeplot, а также возможности исследования приближенного решения. Кроме того, приведены результаты анализа полученного решения, решения задачи Коши или краевой задачи, исследования решений однородных и неоднородных дифференциальных уравнений второго порядка, приближенных решений неоднородных дифференциальных уравнений второго порядка, численного решения дифференциальных уравнений и построены графики численного решения.</p> Зулпукаров Жакшылык Алибаевич, Абдимиталип кызы Аида , Абдулла кызы Элнура Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/403 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ГЕЙМИФИКАЦИЯ И TASK-BASED LEARNING: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИ ПОКОЛЕНИЯ Z В ОБРАЗОВАНИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫК https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/411 <p>Интеграция геймификации и обучения на основе задач (TBL) предлагает многообещающую основу для повышения мотивации учащихся поколения Z в обучении английскому языку. В этой статье исследуется пересечение этих двух подходов, уделяя особое внимание их способности учитывать уникальные характеристики поколения Z, включая их свободное владение цифровыми технологиями, предпочтение интерактивного обучения и стремление к значимому участию. Анализируя теоретические идеи и их практическое применение, это исследование показывает, как сочетание геймификации и TBL может изменить процесс обучения и улучшить результаты изучения английского языка.</p> Курненкова Татьяна Викторовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/411 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/413 <p><strong>&nbsp;</strong>В данной статье рассматривается значение и эффективность внедрения проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс по информатике в общеобразовательных школах. Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации образовательных подходов для формирования у учащихся навыков, соответствующих требованиям цифровой грамотности. Исследование направлено на выявление ключевых преимуществ такого подхода, включая повышение мотивации, развитие критического мышления, улучшение навыков командной работы и практического применения теоретических знаний. В качестве методологической основы использован комплексный подход, включающий анализ научной и методической литературы, а также обобщение практического опыта учителей информатики и учащихся. Результаты исследования показывают, что проектно-исследовательская деятельность способствует более глубокому усвоению материала, формированию самостоятельности и ответственности. В заключении подводятся итоги проделанной работы и предлагаются рекомендации по интеграции проектных методик в школьную программу информатики для подготовки подрастающего поколения к вызовам современного информационного общества.</p> Маматова Гульшаир Тыныбековна, Сайпидинова Мохларойим Абдулхаковна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/413 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ НЕРАВЕНСТВУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/446 <p><em>Данная статья написана с целью исследования способов повышения интереса учащихся на уроке по обучению неравенствам в школьной математике. Использование интерактивных технологий при преподавании неравенства в старшей школе считается современным и эффективным методом образовательного процесса. В качестве новой технологии обучения: практикуются онлайн-приложения, используемые при обучении математике, лучшие математические программы для использования интерактивной панели на уроках математики, самое удобное приложение Wordwall для решения математических задач и другие. Эти новые технологии обучения, направленные на цели саморазвития, развития мышления, формирования учебных умений и навыков путем раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей учащихся, существенно обновили содержание и направления технологии обучения. Поэтому каждая из новых технологических стратегий обучения является инструментом достижения определенных целей. В этом процессе они могут улучшить интерес учащихся к уроку и их математическую логику, аналитическое мышление. Можно показать, что использование интерактивных технологий при преподавании неравенства в математике в старших классах повышает качество образования, делая урок интересным и эффективным для учащихся.</em></p> Момунова Нурайым Дүйшөналиевна, Таалайбекова Динара Таалайбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/446 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ ГЛУБОКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ТЕЧЕНИЯ ЖИДКОСТИ НА СЛОЖНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/449 <p>Течение жидкости на сложных поверхностях является важной задачей гидродинамики и используется в авиации, судостроении, метеорологии, биомеханике и других областях, например, для решения прикладных задач экологии и крупномасштабных задач различного прикладного характера. Традиционные методы вычислительной гидродинамики, особенно при моделировании турбулентных течений и геометрически сложных поверхностей, требуют значительных вычислительных ресурсов. В статье для решения этой задачи разрабатываются нелинейные модели на основе глубокого обучения. Разрабатываются сверточные нейронные сети и модели глубокого обучения с трансфером для моделирования и прогнозирования течения жидкости на сложных поверхностях. На примерах демонстрируется разработка и обучение моделей глубокого обучения с использованием сверточных нейронных сетей и методов трансфера обучения, а также демонстрируется высокая точность и ощутимые результаты при работе с препятствиями сложной конфигурации.</p> Турганбаева Акпари Балтабаевна, Сабитов Барат Рахманович, Бердибекова Кулийпа Турдибековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/449 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ С ПОМОЩЬЮ ГЕНЕРАТОРА РАНДОМИЗАТОРОВ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/486 <p>Использование новых технологий в образовательном процессе повышает заинтересованность учащихся и дает возможность сделать уроки более уникальными и интересными. Методики выбираются с учетом индивидуальных способностей, интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, чтобы образовательный процесс был эффективным. В групповой форме обучения очень широко используется обсуждение. Это достигается за счет сотрудничества учителя и учеников. Учащиеся класса объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Каждая группа выполняет поставленную задачу, после чего между группами проводится обсуждение. Групповое обучение дает каждому учащемуся возможность активно размышлять над изучаемой проблемой.[1] Групповая деятельность улучшает общение между учащимися и позволяет им развивать навыки решения совместных задач. Этот процесс осуществляется под руководством учителей. В статье рассказывается об использовании рандомизатора в образовании, его целях и преимуществах.</p> Бактыбек кызы Айсулуу Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/486 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/3-6 <p>В статье рассматриваются особенности формирования цифровой грамотности у учащихся и педагогов в условиях перехода Кыргызской Республики на 12-летнюю систему общего образования. Отражены ключевые положения нового Государственного образовательного стандарта, в котором цифровые компетенции признаны базовыми для современного школьного образования. Проанализированы существующие проблемы цифровой трансформации, такие как недостаточная подготовленность учителей, нехватка технической инфраструктуры в сельских школах и отсутствие системной методической поддержки. Также рассмотрены актуальные государственные инициативы, направленные на развитие цифровых компетенций, включая внедрение электронных дневников, онлайн-платформ и программ повышения квалификации. Представлены предложения по интеграции цифровых инструментов в школьный процесс, усилению цифровой подготовки педагогов и преодолению цифрового неравенства в системе образования.</p> Джаманбаева Алтынай Эркинбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/3-6 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/426 <p style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; line-height: 150%;">Педагогическое творчество играет ключевую роль в развитии творческих способностей как учителей, так и учеников в образовательном процессе. В данной статье рассмотрены условия и факторы, влияющие на развитие педагогического творчества. Обсуждаются условия для развития творческих способностей учеников и учителей, а также способы их создания в образовательной среде. Важное внимание уделено таким аспектам, как педагогическое мастерство, креативность и коммуникативные навыки учителей, которые непосредственно влияют на педагогическое творчество. Кроме того, рассматриваются инновационные методы обучения, включая STEM, проектное обучение, использование цифровых технологий и интерактивных методов, которые способствуют развитию творческих навыков. В статье предложены рекомендации по профессиональному развитию учителей и стимуляции их креативности для внедрения новых идей в учебный процесс. Данное исследование способствует интеграции инноваций в образование и стимулированию педагогического творчества для повышения качества образования.</p> Абдразакова Клара Сагынбаевна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/426 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЮЮ СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/382 <p>В условиях внедрения 12-летней системы общего образования в Кыргызстане возникает необходимость пересмотра подходов к обучению и развитию детей. Расширение срока школьного образования оказывает значительное влияние на эмоциональное и психическое становление ребенка, особенно на начальном этапе обучения. В статье освещаются ключевые психолого-педагогические особенности развития младших школьников в контексте образовательной реформы. Особое внимание уделено изменениям в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. Автором рассматриваются трудности адаптации учащихся к новым условиям, а также предлагаются практические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на создание благоприятной образовательной среды. Работа акцентирует внимание на важности комплексного подхода к сопровождению ребенка в период перехода, учитывая как индивидуальные особенности, так и вызовы, стоящие перед системой образования. Подчёркивается, что своевременная психологическая поддержка и педагогическая гибкость играют ключевую роль в успешной адаптации детей к новым условиям обучения.</p> Абдулахамидова Барно Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/382 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ 5E В УСПЕШНОМ ОСВОЕНИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/386 <p>В данной статье научно анализируются значение, сущность, этапы модели урока 5Е (Вовлечение, Исследование, Объяснение, Расширение, Оценка) и её влияние на усвоение знаний учащимися. Показаны методологические основы модели, опирающиеся на конструктивизм, когнитивную психологию и теории обучения и развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. Автор подчеркивает, что активное участие учащихся, опытно-исследовательская деятельность и самостоятельное открытие знаний обеспечивают их более глубокое и долговременное усвоение. Отдельное внимание уделено роли учителя как организатора и фасилитатора познавательной деятельности, а не только источника информации. Приводятся примеры использования 5Е-модели на уроках естественно-научного цикла, STEM-предметов и начальной школы. В заключении аргументируется, что данная модель способствует формированию ключевых компетенций XXI века – критического и творческого мышления, сотрудничества и навыков решения проблем.</p> Акматова Чынара Асановна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/386 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ ДО ХХ ВЕКА https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/467 <p><em>В этой статье посредством&nbsp; исторические ретроспективные параллели раскрываются некоторые аспекты &nbsp;образования в кыргызском обществе до XX века.</em></p> <p><em>Образование у кыргызов развивалась в рамках кочевой цивилизации основной целю которого явилась&nbsp; вооружение молодого&nbsp; поколения&nbsp; жизненно важными необходимыми знаниями, умениями и навыками . В средние века кыргызы вместе с другими тюркскими племенами имели&nbsp; культуру письменности в виде эн-тамги, петроглифов и идеограмм. В исторических источниках есть сведения, что кыргызская молодежь получила образование в городах древнего Китая. Поучительно-назидательные песни акынов импровизаторов&nbsp;&nbsp; воспринимались как обычные педагогические&nbsp; произведения. До начала ХХ века в Кыргызстане действовало 107 школ, в которых обучались 7045 детей.</em></p> Aкматали Алимбеков Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/467 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 РОЛЬ УРОКОВ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/427 <p style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; line-height: 150%;">Данная статья рассматривает роль уроков музыки в формировании эстетической культуры учащихся и их воспитательную функцию. Уроки музыки, являясь важным компонентом эстетического воспитания, способствуют эмоциональному и духовному развитию человека. Уроки музыки играют ключевую роль в развитии музыкального восприятия, творческих способностей и принятии эстетических ценностей. В статье рассматриваются воспитательные функции уроков музыки, такие как гармоничное развитие, совершенствование чувств, развитие творческой активности, а также формирование социальных ценностей, уважения и доверия. Также подчеркнута важность эстетического воспитания и функций уроков музыки в образовательном процессе школы. Роль уроков музыки в глобальной образовательной системе возрастает, и в кыргызской образовательной системе существует необходимость внедрения новых методов и технологий для ее развития. Согласно информации, уроки музыки являются основным источником эмоционального и интеллектуального развития, увлечения творчеством и понимания моральных ценностей. Статья предлагает актуальные методы, инновационные подходы и педагогические стратегии для развития уроков музыки.</p> Альпекова Фарида Исамидиновна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/427 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 КРУЖКОВАЯ РАБОТА В РАМКАХ ПРОФИЛИЗАЦИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК АСПЕКТ ШИРОКОЙ РЕФОРМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/395 <p>Данная статья посвящена проблеме профилизации старших классов,как аспекту модели12-летнего образования в Кыргызстане. Ключевыми вопросами являются актуальность реформы образования, современные глобальные тенденции, влияющие на процесс формирования личности, воспитания и профессиональных качеств. Статья рассматривает&nbsp; практическую значимость&nbsp; этикетных&nbsp; стратегий, углубленное изучение иностранных языков в старших профильных классах , которые формируются по уровню подготовки , интересам и профессиональной направленности. Экспериментальная кружковая работа, проводимая на базе Кыргызско-Российского Славянского университета, является одним из примеров профилизации в старших классах в рамках тесного сотрудничества между вузом и школами. Новые программы, обновлённые цели и задачи общего образования, несомненно, окажут положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции, позволят достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.</p> Вахитова Гюзаль Азетовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/395 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 Несоответствия между теорией и практикой в формировании речевой деятельности учащихся начальных классов https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/468 <p style="text-align: justify; text-indent: 35.4pt; line-height: 150%;">Данная статья направлена на изучение несоответствий между теорией и практикой в процессе формирования речевой деятельности учащихся начальных классов.В настоящее время развитие языковой и коммуникативной компетентности школьников является особенно актуальной проблемой. Предмет исследования — речевые навыки учащихся и теоретические и практические компетенции учителей. Исследование проводилось с использованием аналитических, сравнительных и оценочных методов, анкетирования, интервью и практических наблюдений. Результаты показали, что несоответствия между теоретическими знаниями и практическими занятиями приводят к недостаточному развитию языковой компетентности, ограниченному словарному запасу и слабому формированию коммуникативных навыков. Эти несоответствия связаны с недостаточной методической подготовкой учителей, использованием устаревших или формальных методов обучения, низким качеством методического обеспечения и ограниченным применением практических упражнений. Исследование показывает, что интеграция теории и практики, применение интерактивных и проектных методов, внимание к содержанию практики, развитие рефлексивных процессов и поддержка наставников позволяют эффективно формировать речевую компетентность учащихся. Полученные результаты создают основу для практических рекомендаций по повышению качества образования и профессиональной компетентности учителей.</p> Гапарова Чынаркан Абдураимовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/468 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 КОНЦЕПЦИЯ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОГРАММЕ 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/474 <p>В статье анализируется сущность концепции STEM-образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics) и пути её реализации в 12-летней школе. STEM-образование – это инновационный подход, направленный на развитие творческих, аналитических и практических навыков учащихся посредством интеграции предметов из области науки, технологий, инженерии и математики. На примере США исследуется место концепции STEM в системе образования, подготовке учителей и эффективность интегрированного обучения. В исследовании анализируются возможности интеграции STEM-образования на каждом этапе новой структуры 6+3+3. В основу положено развитие функциональной и информационной грамотности в начальной школе, а развитие научно-технических компетенций в средней и старшей школе демонстрируется через профильное обучение, проектную деятельность и использование инновационных технологий. В статье рассматривается значение STEM-образования в системе 12-летнего образования и практические пути его реализации.</p> Джумабаева Акылай Номонжановна, Калыкова Перизат Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/474 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/397 <p>В статье рассматриваются основные задачи современного высшего педагогического образования в России и пути их решения, оценивается состояние образовательной системы, рассматриваются ее основные функциональные характеристики, дается оценка перспективным направлениям развития. Развитие человеческого потенциала, формирование профессиональных качеств выпускника педагогического вуза, ответы на вызовы современности выступают миссией педагогических вузов страны. Анализируются создание целостной гибкой и единой системы образования, ядро высшего педагогического образования, уникальная программа воспитания, формирование признаков и качественных характеристик суверенной системы образования в России, переход на двухуровневую систему образования, построение «карьерного поля» для студента, новые подходы к организации непрерывной педагогической практики, развитие наставничества, путь становления педагога от обучения в педагогических классах до самостоятельной работы и послевузовскому образованию</p> Дзиов Артур Русланович , Соколова Елена Александровна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/397 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/463 <p><strong><em>Аннотация:&nbsp;</em></strong><em>в данной статье рассматривается то, как во время педагогической практики работа практиканта со школой и семьей становится ключевым ресурсом для социально-педагогического развития ребенка, его учебных достижений и школьной адаптации. Сотрудничество с родителями рассматривается как важный компонент педагогического процесса. Описывается, что такое сотрудничество, основанное на научно-методических принципах и осуществляемое в различных формах, служит различной методологической основой. Также излагаются, вместе с подтверждающими их исследованиями, теоретические основы, практические последствия и доказательства методологических принципов деятельности – сотрудничества субъектов, индивидуализации и системности – которые обусловливают то, что системная и научно обоснованная работа с родителями способствует расширению воспитательного потенциала школы и повышению качества обучения.</em></p> <p><strong><em>Ключевые слова:</em></strong><em>&nbsp;родители, образовательный процесс, педагогическая практика, учебные достижения, сотрудничество, виды деятельности.</em></p> Лира Досматова Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/463 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/398 <p>В статье научно рассмотрены педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности в экологическом воспитании. Научно проанализированы теоретические основы экологического воспитания, значение этнопедагогической компетентности и ее структура. Основная идея исследования заключается в том, что при обучении подрастающего поколения уважению к природе, экологической ответственности и практическим навыкам отмечается необходимость использования национальных традиций, народных обычаев и культурных ценностей. В статье также указаны педагогические условия, обеспечивающие эффективность экологического воспитания: компетентность учителя, сотрудничество с общественностью, прямой контакт с природой, систематическое применение практической деятельности и использование современных технологий. Таким образом, этнопедагогическая компетентность обогащает содержание экологического воспитания и способствует формированию подрастающего поколения как ответственного и культурно зрелого и экологически сознательного человека.</p> Жалилова Самара Баймуратовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/398 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/399 <p>В данной статье рассмотрены современные методы организации воспитательной работы с применением цифровых технологий. Цифровые технологии произвели огромные изменения в образовательном и образовательном процессе. Они помогают сделать образовательные мероприятия интерактивными, увлекательными и эффективными, позволяя им адаптироваться к характеристикам современного поколения. Цифровые платформы могут заинтересовать учащихся и позволить им активно участвовать в процессе обучения. Онлайн-ресурсы, интерактивные тесты, мультимедийные материалы и виртуальные симуляции помогают учащимся усваивать информацию в простой и доступной форме.</p> <p>Цифровые технологии создают новые формы общения и сотрудничества, способствуя развитию у учащихся навыков командной работы. С помощью таких платформ, как Google Classroom, Microsoft Teams, учащиеся могут работать вместе, вместе обсуждать проблемы и укреплять командный дух. Кроме того, цифровое пространство позволяет индивидуально подходить к каждому учащемуся и предлагать учебные материалы, адаптированные к его потребностям.</p> Жаныбекова Эльвира Жаныбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/399 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/402 <p>В статье рассмотрено проведение уроков с использованием художественных произведений в сочетании с мультимедийными средствами для формирования экологического сознания у учащихся начальных классов. Отмечено, что в современном образовании этот метод эффективен для формирования у учеников отношения к природе, приучения их любить и сохранять окружающую среду. В качестве примера приведен интерактивный урок на основе стихотворения Мидина Алыбаева «Коңур күз» в программе 3-го класса. Показано, что с помощью PowerPoint, видео, музыки и изображений учащиеся глубже понимают содержание стихотворения, учатся анализировать поэзию, выражать свои чувства и устанавливать связь с природой. Такой метод делает экологическое воспитание интересным и доступным, способствует развитию творческих способностей, логического мышления и эстетического вкуса детей. Подчеркивается, что формирование экологической культуры является непрерывным процессом, начинающимся с дошкольного возраста и продолжающимся в высших учебных заведениях. Статья также содержит практические рекомендации для учителей.</p> Заилова Жумагүл Жусупбаевна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/402 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 КЫРГЫЗСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ – КАК ОДИН ИЗ ЧАСТЕЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА И МЕСТО В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/405 <p>В данной научной статье представлен обзор народных игр, которые в отличие от современных компьютерных игр, используются в воспитании детей и взрослой жизни у настоящего кыргызского народа. Насколько велика ценность народных игр, видно из результаты научных исследований. Особо подчеркивалось, что в ускорении перестройки социально-экономического строя большое значение имеет место народным играм, выходящим из народной культуры исторического значения. Ведь народные игры - это не только стандартные упражнения, применяемые только к физическому воспитанию, они рассказывают о влиянии, которое они оказывают на любовь к своему народу и земле, на улучшение и сближение отношений между народами. На фоне темпов ускорения ритма общественной жизни с внедрением достижений научно-технического прогресса происходит более ранняя социализация личности ребенка. Мы замечаем, что его влияние усиливается за счет всесторонней информатизации общественных отношений. Для преодоления этого кризиса необходимо интеллектуальное воспитание подрастающего поколения, принятие определенных мер по овладению общественно-политической практикой и характеризующим ее культурным наследием. Практическая значимость народных игр и их разновидностей, представленных в статье, выявляет актуальность исследования.</p> Кадырова Турна, Абдыбалиева Гүлдана Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/405 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/429 <p>Развитие функциональной грамотности способствует обучающимся&nbsp; эффективно действовать и принимать оптимальное решение в условиях неопределенности и нестандартной ситуации,&nbsp; который необходимым для жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде, решать реальные жизненные задачи в системе социальных отношений, умение посмотреть на&nbsp;вещи или явления с&nbsp;разных точек зрения. В условиях контекстных задач содержатся конкретные жизненные ситуации реального мира, для разрешения требуется установление и использование широкого спектра знаний не только из разных предметных дисциплин, но из повседневного опыта обучающихся. Цель исследования является изучение процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся в процессе решения контекстных задач. Основные результаты исследования: самостоятельно описывать, объяснять, обосновывать свое мнение, рассуждать, применять умения, навыки, делать выводы и грамотно решать бытовые проблемы. Решение контекстных задач открывают широкие возможности для развития творческого потенциала обучающихся, благоприятствуют формированию навыков решения реальных практических проблем, входящих за рамки учебного предмета. Использование контекстных задач на уроках физики способствует повышению мотивации к обучению, развитию профессиональной ориентации обучающихся по техническим специальностям.</p> Касимова Гульмира Саясатовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/429 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/408 <p>В данной научной статье подробно рассматриваются основные направления и этапы реализации 12-летней программы образования в Кыргызской Республике. В условиях глобализации требования к сфере образования значительно возросли по сравнению с прошлым. Теоретическая основа исследования опирается на принципы современной педагогики и мировой образовательный опыт. В то же время работа охватывает практические аспекты, соответствующие реальным условиям социально-экономической и культурной сферы Кыргызстана. Автор анализирует фундаментальные понятия образования, его методологические основы и историческую эволюцию образовательных систем. Также проводится глубокий анализ вклада 12-летней модели образования в социально-экономическое развитие, её целей и необходимости. <strong>В заключение подчеркивается, что представленные в статье научные выводы вносят важный вклад в определение направлений модернизации системы образования Кыргызстана.</strong></p> Касымалиев Муратбек Усонакунович, Орозбаева Айнура Абдазовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/408 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/432 <p>В статье рассматриваются научные подходы к исследованию организации профессионально-направленной самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется таким подходам, как системный, личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный, информационно-коммуникационный и проблемно-проектный. Каждый из них раскрывает определённые аспекты организации самостоятельной работы студентов в контексте профессиональной подготовки. Комплексное использование указанных подходов способствует более эффективному формированию профессиональных компетенций, развитию мотивации к обучению и готовности к будущей профессиональной деятельности. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям, методистам и исследователям, занимающимся вопросами модернизации образовательного процесса в вузах.</p> Касымова Айдай Санжарбековна, Волкотрубова Альбина Владимировна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/432 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКИ, ГОЛОВОЛОМКИ И СКОРОГОВОРКИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/412 <p>Использование сказок, загадок и новинок в подготовительных к школе группах - один из важнейших способов поддержки творческого, языкового и когнитивного развития детей. Каждый из них по отдельности влияет на психологию, чувства и мышление детей. В статье мы обсудим достижения и их полезность в подготовительных группах к школе с помощью сказок, загадок, использования новелл. Хорошо известно,что сказки, головоломки и головоломки важны для команды по подготовке к школе.Они не только способствуют языковому, логическому и умственному развитию детей, но и являются одним из первых этапов в изучении моральных и этических принципов.в деятельности педагогов мы убеждены, что эти методы предлагают широкий опыт и важные знания, а также способствуют успешной социализации детей в социальной среде. Сказки занимают особое место в дошкольном образовании. Они помогают детям развивать языковые навыки, развивать мышление и формировать творческое мышление .Инновации являются одним из основных методов воспитания детей дошкольного возраста. Лжецы улучшают детскую дикцию, фонематический слух, навыки правильной и точной речи а загадки стимулируют детей к формированию мышления, сравнения, воображения</p> Мадалиева Санталат Ахуновна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/412 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В 12-ЛЕТНЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/473 <p style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; text-indent: 35.4pt;">В данной статье рассматривается переход на 12-летнее образование как одно из ключевых направлений обновления системы образования в Кыргызстане. В современных условиях обновление содержания, структуры и методов обучения является важнейшим требованием общественно-экономического развития. Модель 12-летнего образования направлена на углубление знаний с учетом возрастных особенностей учащихся и гармонизацию с мировым опытом. Автор в статье сравнивает традиционные и инновационные методы обучения, акцентируя внимание на их преимуществах. Особое место уделяется применению интерактивных методов, проектной деятельности, развитию критического мышления и практико-ориентированных подходов, которые способствуют повышению качества образования.</p> <p style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify; text-indent: 35.4pt;">Кроме того, в статье подчеркиваются преимущества 12-летнего образования, такие как раскрытие творческих способностей учащихся, рост интереса к самостоятельному обучению, формирование социальных навыков и интеграция в международное образовательное пространство. В заключение делается вывод, что изменение методов обучения в условиях 12-летнего образования способствует повышению качества знаний, подготовке компетентных специалистов и выводу системы образования страны на мировой уровень.</p> Шербаева Жыпаргүл Рахманбердиевна, Абдибалиев Эмилбек Абдыбаитович Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/473 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/416 <p>&nbsp;&nbsp; &nbsp;В данной статье всесторонне рассматривается проблема формирования технологической культуры у будущих учителей начальных классов на научной и практической основе. В условиях современного образования профессиональная подготовка педагога должна соответствовать инновационным требованиям, поэтому роль дидактических и педагогических технологий приобретает особое значение. Автор подробно анализирует функции этих технологий в образовательном процессе, их влияние на развитие творческой активности учащихся, формирование критического мышления и познавательных способностей. В статье технологическая культура раскрывается как неотъемлемая часть профессиональной культуры педагога, при этом подчеркивается необходимость освоения информационно-коммуникационных технологий, инновационных методов, современных систем оценивания и интерактивных форм обучения. Кроме того, сопоставляются мировая и национальная педагогическая практика, а также показываются возможности их интеграции для развития технологической компетентности будущих учителей начальных классов.</p> Маткасымова Минавар Осмоновна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/416 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/417 <p>В этой статье рассматриваются преимущества интегрированных предметов в начальных школах, поскольку система образования в мире обновляется каждый день, уступая место новым тенденциям и меняя спрос на рынке труда. Вот почему переход на 12-летнее обучение является одной из основных тенденций в мировом образовательном пространстве. Эта трансформация требует пересмотра подходов к организации традиционных процессов обучения и поиска новых педагогических стратегий, которые могут качественно подготовить выпускников, готовых к вызовам XXI века. Интегрированное обучение имеет особое значение в этом контексте как инновационный подход, который преодолевает сегрегацию традиционного предметного обучения и позволяет учащимся формировать целостную картину мира. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена необходимостью теоретического обоснования и практической реализации интегрированных образовательных программ в рамках 12-летней школы. Современный рынок труда требует от выпускников не только глубоких знаний в отдельных областях, но и навыков межотраслевого мышления, системного анализа и решения сложных проблем. Интегрированное обучение способствует формированию именно таких компетенций, поэтому его изучение крайне актуально в условиях модернизации системы образования.</p> Меңдибаева Нуркан Меңдибаевна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/417 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ) https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/434 <p>В данной статье подробно рассматривается взаимосвязь между развитием мелкой моторики и формированием речи ребёнка на основе педагогической системы М. Монтессори. В процессе исследования установлено, что активность пальцев, мелкие движения рук и сенсорный опыт ребёнка напрямую влияют на работу мозга, особенно на развитие речевых центров. В настоящее время из-за частого использования различных гаджетов всё чаще наблюдаются случаи задержки речевого развития у детей, что представляет собой серьёзную проблему. Методика Монтессори основана на естественных потребностях и внутренних возможностях ребёнка, поэтому деятельность руками рассматривается как основной инструмент обучения, познания и речевого развития. В статье приведены примеры упражнений и игр, а также использование специальных материалов Монтессори (рамки, пуговицы, бусины, фасоль, песок и др.), которые способствуют стимулированию речи и формированию интеллектуальных способностей ребёнка. Особое внимание уделено вопросам адаптации методики Монтессори в кыргызской педагогической практике и взаимодействию родителей и педагогов. В заключение подчёркивается, что систематическое развитие мелкой моторики является важнейшим условием формирования языковых, интеллектуальных и социальных компетенций ребёнка.</p> Мурзаканова Гулшайыр Арыкова Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/434 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/458 <p>Одной из ключевых задач современного образования является развитие и стимулирование творческих способностей учащихся начальных классов. В этом возрасте дети отличаются любознательностью, активностью и стремлением к новому. Поэтому важно усиливать их творческий потенциал, укреплять интерес и направлять его в нужное русло.</p> <p>В современных условиях мультимедийные средства становятся одним из наиболее эффективных инструментов развития творческих способностей младших школьников. Видео, аудио, интерактивные презентации, цифровые игры и другие технологии играют значительную роль в формировании креативности учащихся.</p> <p>Использование мультимедиа в образовательном процессе не только способствует развитию творческих способностей, но и делает обучение более увлекательным, динамичным и доступным. В статье рассматриваются возможности применения мультимедийных ресурсов для развития креативности, стимулирования критического и инновационного мышления, а также повышения эффективности учебных занятий. Также кратко рассматривается, как и в каких случаях могут использоваться мультимедийные средства.</p> Мурзакулова Чолпон Алимжановна , Кудайкулова Акниет Капарбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/458 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3–5 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН) https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/460 <p>В статье рассматриваются педагогические условия формирования жизненных навыков у детей 3–5 лет. Раскрывается значение самостоятельной деятельности, ответственности и социальной адаптации ребёнка в дошкольном образовании. Анализируется современное состояние и проблемы системы дошкольного воспитания Кыргызстана, а также сравниваются эффективные практики зарубежных стран, в частности Финляндии и Японии. Теоретическую основу исследования составляет концепция Л. С. Выготского о “зоне ближайшего развития”. Особое внимание уделено возможностям применения методик Reggio Emilia, Montessori и STEM как современных подходов к развитию жизненных навыков. В заключение подчёркивается, что сотрудничество семьи, детского сада и общества является важнейшим фактором гармоничного развития личности ребёнка.</p> Мамашерип кызы Нуриза Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/460 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/435 <p>В современном мире образование признано де-факто важным фактором формирования личностного потенциала человека, что в свою очередь определяет его социальный статус, конкурентоспособность на рынке труда и во многом качество жизни. Кроме того, развитие на основе человеческого капитала и его качественное совершенствование способствуют долгосрочному сбалансированному экономическому росту. Исходя из этого, можно сделать вывод, что качество образования, во-первых, является одной из движущих сил развития и роста не только личностного потенциала отдельной личности, но и трудового потенциала организаций, отраслей, регионов, стран и общества в целом. Во-вторых, качество образования является фактором формирования конкурентных преимуществ специалиста на рынке труда, а также экономических систем организации, региона и страны как получателей инвестиций.</p> Осекова Токтокан Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/435 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СРЕДЕ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/437 <p>В статье рассматриваются психологические и педагогические аспекты формирования эстетического воспитания в семейной среде как важного фактора становления личности подростков. Анализируются возрастные особенности эстетического восприятия, роль эмоционального и ценностного воспитания в доме, а также условия и методы, способствующие развитию эстетического мировоззрения в подростковом возрасте. Эстетическое воспитание — одна из важных сторон развития личности, тесно связанная с нравственными, эмоциональными и культурными составляющими. В подростковом возрасте, когда формируется мировоззрение и усиливается потребность в самовыражении, эстетические ценности становятся особенно значимыми. Семья, как первичная среда формирования, играет ключевую роль в пробуждении и развитии чувства прекрасного у подростков. В современных условиях, когда влияние медиа и массовой культуры зачастую обращено к поверхностному, задачу эстетического воспитания в семье нельзя считать второстепенной. &nbsp;Предлагаются рекомендации для родителей и педагогов по интеграции эстетических ценностей в повседневную семейную жизнь. Работа направлена на обоснование значимости семейного эстетического воспитания и его влияние на гармоничное развитие подростка.</p> Рахматуллаева Манзура Джалалидиновна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/437 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА ЧЕРЕЗ РАБОТЫ С НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/484 <p>В настоящее время в вузах возникает проблема формирования навыков академического письма у студентов. Студент, обучающийся по профессии, должен ясно и логично излагать свои мысли в научной среде. Для этого необходимо развивать знания, навыки и умения анализировать и писать академический текст.</p> <p>Цель исследования в статье – проанализировать структуру академического текста и определить эффективность методических приемов, используемых при формировании навыков письма.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Результаты исследования получены на основе экспериментального метода. Методические методы, используемые при формировании у студентов знаний, умений и навыков академического письма, позволяют дать следующие результаты:</p> <ol> <li class="show">Иметь знание академического текста и определять его особенности;</li> <li class="show">Определение идеи и структуры текста:</li> </ol> <ul> <li class="show">определить предложений во &nbsp;вводном разделе, мысль, которую они выражают;</li> <li class="show">умение использовать доказательства и факты в основной части, оценивать их последовательность и логику;</li> <li class="show">определение построение предложений по абзацам и представленных в них идей;</li> <li class="show">уметь делать выводы;</li> <li class="show">ориентация на написание академических текстов.</li> </ul> <p>В итоге, методические приемы, используемые на одном уроке, позволяют студентам вести свою деятельность в научном направлении. Путем продолжения работы в этом направлении навыки будут развиваться на последующих уроках.</p> Давлатова Сара Жамаловна , Тахирова Назгүл Исраиловна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/484 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 СПОСОБЫ СДЕЛАТЬ ИГРУШКУ ИЗ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (труда) https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/439 <p><em>Изготовление игрушек из бумаги на уроках труда – важное занятие, которое развивает у детей творческие способности, интерес к работе и навыки рукоделия. В этой статье рассматриваются педагогические основы изготовления игрушки из бумаги, ее полезность для ребенка и способы успешной реализации. В статье отмечается, что игрушка из бумаги может помочь детям улучшить мелкую моторику, развить логическое мышление и вдохновить на творчество. </em></p> <p><em>Выполнение такой работы на уроках труда учит детей трудолюбию и удовлетворенности своим трудом. В школе дети учатся воплощать свои идеи в жизнь с помощью таких действий, как вырезание, складывание, раскрашивание и создание конструкций из бумаги.</em></p> <p><em>Во время изготовления бумажной игрушки дети делятся своими мыслями и идеями и работают друг с другом. В процессе дети могут вести диалог друг с другом, оценивать работу друг друга и давать правильные советы. </em></p> <p><em>Эта статья подробно объясняет педагогическое значение изготовления игрушки из бумаги и предлагает практические советы для учителей.</em></p> Садирова Паридахан Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/439 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/440 <p><em>создание портфолио в дошкольных организациях является важным аспектом для систематической оценки развития, образования и личных достижений детей.</em><em> Портфолио служит инструментом для документирования личностного и интеллектуального развития ребенка. Такое портфолио позволяет собирать данные о социальной активности, творчестве, когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Он также служит основой для родителей и опекунов, чтобы оценить развитие ребенка и дать рекомендации, необходимые для его улучшения. В статье рассматриваются теоретические основы, практические аспекты создания портфолио в дошкольных организациях и его роль в образовательном процессе. Создание портфолио позволяет вам планировать мероприятия, которые помогут детям развиваться, с учетом их индивидуальных потребностей.</em></p> Садирова Паридахан Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/440 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ВНЕДРЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/470 <p>В данной работе исследованы теоретические и практические аспекты перехода Кыргызской Республики с одиннадцатилетней системы обучения на двенадцатилетнюю. Вначале проанализированы основные показатели нормативно-правовых документов по двенадцатилетнему школьному образованию. Выделены основные признаки и характеристики классической педагогики: а) целевая направленность урока; б) содержание урока; в) методическая организация урока; г) структура комбинированного урока; д) регламент времени урока; е) порядок и дисциплина на уроке; ж) результативность урока. Проанализирован «кризис» школьной системы образования, начавшийся с XX века. Изучены новые идеи и концепции, появившиеся в педагогической науке в конце XIX века. Рассмотрены основы конструктивистской педагогики швейцарского ученого Жана Пиаже. В работе проведено сравнение классических и конструктивистских педагогических концепций, а также сравнительный анализ классической стандартной модели урока и новой технологии в формате 5Е.</p> Сияев Таштанбек Монолдорович, Базаркулов Талантбек Асанкуловович, Укеева Жаркын Сабырбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/470 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОШСКОГО ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.) https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/441 <p><em>В последние годы одной из актуальных проблем в Суверенном Кыргызстане становится вопрос образования и воспитания молодежи. В связи с этим, Президент Кыргызской Республики С.Н.Жапаров издал указ по доктрине “Национальный дух&nbsp; - мировые высоты". Поэтому в настоящее время как актуалные вопросы рассматриваются современные и исторические практики для улучшения состояния системы образования молодежи. Поэтому в качестве примера в этой статье приводится история Ошского женского педагогического училища (ныне Ошский государственный педагогический университет им. А.Ж. Мырсабекова) по менеджменту системы образования молодежи в годы Великой Отечественной войны. Образовательная и воспитательная деятельность учебного заведения в годы войны была проанализирована историческими источниками. При анализе данных выявлены причинно - следственные связи путем систематического анализа данных и выявления закономерностей, тенденций в сложных процессах посредством применения аналитических методов исследования. В итоге аналитического исследования авторами изучен объект, сделаны выводы и сформулированы предложении.</em></p> Субанов Турсун Тажибаевич, Зулуев Бекмурза Бекболотович Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/441 Fri, 24 Oct 2025 00:00:00 +0000 Методика использования электронных платформ при обучении сложению и вычитанию в начальной школе https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/445 <p><em>В статье рассматриваются возможности использования электронных платформ в обучении сложению и вычитанию на уроках математики учащихся начальной школы, их влияние на усвоение знаний.</em></p> <p><em>Основная цель исследования – выявить возможности использования электронных платформ, таких как «Театр игрушек» и «Математическая площадка», в обучении сложению и вычитанию на уроках математики учащихся начальной школы и проанализировать их эффективность.</em></p> <p><em>В исследовании использовались такие методы, как анализ методической литературы (И. Б. Бекбоев, М. А. Бантова и др.), сравнение содержания и принципов работы электронных платформ, а также изучение опыта их использования на практике.</em></p> <p><em>В ходе исследования студенты использовали электронные платформы на практических занятиях со школьниками и отметили, что эти платформы наглядны и игровые, поэтому с их помощью легко объяснять материал. Также отмечено, что учащиеся с интересом и активностью участвовали в уроке.</em></p> <p><em>Предложенные в статье методы помогут учителям начальной школы организовывать уроки в соответствии с современными требованиями. Они также способствуют повышению качества образования и повышению активности учащихся за счет использования электронных ресурсов. В дальнейшем рекомендуется расширить исследования по созданию качественных учебных материалов на кыргызском языке для электронных платформ, а также уделить внимание вопросам подготовки преподавателей к эффективному использованию платформ.</em></p> Ташматова Вилюра Абдиллакимовна , Кабылова Света Амантуровна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/445 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ФОРМЫ ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/448 <p>В данной статье рассматривается значение и применение методов группового и индивидуального анализа художественного текста в процессе обучения учащихся начальных классов. Изучается влияние этих методов на интеллектуальное, эмоциональное и творческое развитие детей. Групповой анализ способствует развитию взаимодействия, обмена мнениями и выражения индивидуальных точек зрения среди учащихся, в то время как индивидуальный анализ помогает развивать самостоятельность, способность к индивидуальному восприятию и анализу текста. Также в статье обсуждается этическое, моральное и философское значение анализа художественных текстов и даются рекомендации по использованию этих методов в образовательном процессе для всестороннего развития учеников. Рассматривается роль данных методов в школьной программе и их влияние на педагогический процесс. Статья предлагает идеи и практические советы для учителей и педагогов по использованию методов анализа текста для развития творческих и моральных ценностей учащихся.</p> Тенишова Клара Жарашбековна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/448 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ВНЕДРЕНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/476 <p>В статье рассматривается состояние развития направления STEM-образования (наука, технологии, инженерия и математика) в Кыргызской Республике, а также его основные проблемы и перспективы. В исследовании проанализированы результаты реализации государственных и международных проектов, подготовка педагогических кадров и состояние образовательной инфраструктуры. Описаны инициативы международных организаций, механизмы их финансирования и программы повышения квалификации учителей. Особое внимание уделено роли и значению STEM-образования в современной системе обучения, его разновидностям и интеграционным возможностям. Автор подчёркивает необходимость комплексного подхода к внедрению STEM, охватывающего все направления образовательного процесса. В заключение представлены практические рекомендации и конкретные шаги по дальнейшему развитию STEM-образования в Кыргызстане.</p> Термечикова Алтынкан Мамытовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/476 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СКОРОГОВОРКАМ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/472 <p>В данной статье рассматривается значение обучения иллюстрациям &nbsp;в развитии речи учащихся начальной школы. Иллюстрации, как вид устного народного творчества, являются важным дидактическим средством в обучении языку. Они способствуют расширению словарного запаса ребенка, обучают правильной, точной и беглой речи. В статье рассматриваются дидактические и воспитательные функции Иллюстраций, методы их использования на уроках и их влияние на языковое развитие учащихся. Кроме того, приводятся практические примеры использования идиом в кыргызском языке, литературе и учебной деятельности. В исследовании отмечается, что идиомы эффективны в развитии логического мышления, внимания и творческих способностей учащихся. В результате подчеркивается, что активное использование идиом в начальном образовании является одним из эффективных методов развития речи ребенка.</p> Тогузакова Батма Шерматовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/472 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/452 <p>В данной исследовательской работе будет проанализировано значение духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы и пути, методы осуществления этого воспитания. Духовно-нравственное воспитание-играет ключевую роль в формировании внутреннего мира, нравственных ценностей, человечности подрастающего поколения. Формирование этих качеств, особенно у детей младшего школьного возраста, закладывает основы их характера, поведения, а также очень важно усвоение духовных ценностей и моральных норм в их становлении как личности. Вот почему на этом этапе большую роль играют учитель, родители и общество. В статье будут рассмотрены методы и приемы, используемые для формирования таких качеств, как порядочность, верность, доброта, трудолюбие. Также показаны элементы национального воспитания в духовно-нравственном воспитании учащихся, отмечено значение примеров образцового поведения. По итогам исследования будут даны рекомендации по совершенствованию духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов.</p> Умарова Рита Нурдиновна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/452 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ 12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/455 <p><em>В статье рассматривается актуальность подготовки учителя информатики в условиях перехода на 12-летнюю систему образования. Обновление содержания образования в Кыргызстане и процессы цифровой трансформации усиливают потребность в специалистах по информатике. Предмет «Информатика» является основным источником формирования цифровой грамотности, алгоритмического и логического мышления учащихся. Однако современное состояние показывает недостаточную практическую направленность подготовки студентов и снижение интереса к данной специальности. В статье анализируется роль учителя информатики в новых условиях, необходимость обновления содержания обучения и пути формирования цифровых компетенций студентов. По результатам исследования установлено, что модульное обучение, сочетающее теорию и практику, а также интеграция элементов STEM значительно повышают эффективность подготовки учителя информатики.</em></p> Ырысбаева Айсырга Алмаматовна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/455 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/442 <h3><em>В настоящее время в Кыргызстане проводятся реформы от дошкольных учреждений до высших профессиональных учебных заведений. Поэтому, в целях улучшения текущей ситуации Президент Кыргызской Республики С.Н. Жапаров был издал Указ о доктрине ”Национальный дух – мировые высоты".&nbsp; На основании данного указа вопрос образования и воспитания молодежи в стране считается актуальным. Поэтому, история отечественного народного просвещения в ХХ веке считается одним из важнейших источников для педагогической науки. Как мы знаем, по идее выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского с давних времен воспитательная работа начиналась в школе для матерей, продолжалась в школе родного языка, гимназии и заканчивалась обучением в академии, что позволит улучшить будущее молодежи..&nbsp; В связи с этим,идеи Я.А. Коменского&nbsp; очень часто встречается во многих трудах советских ученых. </em><em>Таким образом, до настоящего времени идеи Яна Амоса Коменского - основоположника педагогики и создателя классовой системы оказывают большое влияние на развитие педагогики, и его принципы действуют и по сей день.</em></h3> <h3><em>При анализе данных выявлены причинно - следственные связи путем систематического анализа данных и выявления закономерностей, тенденций в сложных процессах посредством применения аналитических методов исследования. В результате аналитического исследования изучается объект, делаются выводы и даются рекомендации.</em></h3> Субанов Турсун Тажибаевич, Балтагул Аттокурович Нурунбетов Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/442 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 МЕСТО В ЖИЗНИ ОБЩИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ В ПОСЛОВИЦАХ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/396 <p>В данной статье раскрывается воспитательное значение схожих по смыслу пословиц тюркоязычных народов. Воспитательная ценность пословиц объясняется через призыв молодого поколения к человечности, трудолюбию, знаниям, справедливости. В произведениях отражена жизненная философия предков, сохранены важнейшие ценности общественных отношений. Особенно в тюркском мире понятие воспитания всегда связывалось с уважением к старшим, почтением к младшим, почитанием родителей, стремлением к труду, согласию, интересом к знаниям. В историко-культурном наследии каждого народа пословицы и поговорки занимают особое место. Пословица – это короткое, но глубоко содержательное выражение, возникшее на основе многовекового опыта, мудрости и мировоззрения народа. Пословицы и поговорки тюркоязычных народов – это не только словесное богатство, но и зеркало истории, культуры и духовного мира. В их содержании отражены общие принципы воспитания молодого поколения. Пословицы и поговорки тюркоязычных народов – это великое духовное наследие. Несмотря на то, что они произносятся на языке каждого отдельного народа, их воспитательные идеи едины.</p> Даминова Инабаткан, Кеңешова Нурзат Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/396 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/409 <p>Образование на основе компетентностного подхода - это выбор оценки, основанный на определении целей, выборе содержания, организации образовательного процесса, образовательных технологий, результатов обучения, результатов обучения выпускников учебных заведений в виде актуальных совместных компетенций и демонстрации результатов формирования соответствующего уровня этих компетенций. Это метод моделирования результатов обучения и демонстрации их как нормы качества образования. Образование, основанное на компетентностном подходе, постепенно вытесняет преобладающую парадигму передачи знаний в образовании из современной многофакторной социально-политической, рыночно-экономической, пространственно-перегруженной информационной и коммуникационной [7]. Основными условиями и требованиями к образованию в области компетенции являются: - создание благоприятного климата на занятиях; - использование активных форм обучения, форм взаимодействия учителя со студентами; - с ростом уровня самостоятельности возрастает сложность практической работы; - завершение каждого практического занятия; -четко определены пути реализации всех работ и задач, относящихся к учебной информации</p> Касымбеков Эркин Аскарбекович , Назаркулова Мейил Нурлановна , Ташиева Ширин Абубакировн Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/409 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ВОСПИТАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/422 <p><em>Аннотация. В данной статье рассматривается особая важность воспитания детей, непрерывность и сложность образовательного процесса. Отмечено, что только в тесном взаимодействии трёх составляющих – семьи, школы и общества – ребёнок воспитывается как полноценная личность. В частности, подчёркивается, что проблема трудового воспитания начинается в семье, и именно в этой начальной среде формируются мировоззрение, ответственность и человеческие качества ребёнка.</em></p> <p><em>В статье анализируется роль труда в воспитании, роль родителей и учителей в подаче примера, а также методы трудового воспитания в семье и общественной сфере. Сравниваются различия и сходства в школьном и семейном воспитании через призму взглядов таких мыслителей, как Гегель.</em></p> <p><em>Отмечая, что трудовое воспитание – это инвестиция в будущее, автор приходит к выводу, что родители и общество должны быть активными участниками этого процесса. Идеи, представленные в статье, могут служить полезными рекомендациями для учителей, родителей и работников образования.</em></p> Мурзабаева Бусанталат Буркановна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/422 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000 ПСИХОЛОГО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ МЕТОДЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЯ В СИСТЕМНОМ ВОСПРИЯТИИ И ПОВТОРЕНИИ https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/389 <p>Одним из ключевых факторов усвоения, долговременного сохранения и эффективного использования знаний в процессе обучения является систематическое восприятие и осмысленное повторение. Педагогическая психология подчёркивает необходимость структурированного восприятия материала и повторения в логической последовательности для глубокого усвоения знаний. Систематическое восприятие и повторение — два неразрывных процесса. Если полученные знания представлены в структурированной и логичной системе, повторение обеспечивает их понятность и долговременное сохранение в памяти. Для эффективного обучения эти два компонента должны использоваться последовательно, целенаправленно и методично. Системность подразумевает изложение материала в едином, поэтапном порядке, от общего к частному или наоборот, от частного к общему. В статье представлены конкретные психолого-дидактические приёмы содержательного обобщения при систематическом восприятии и повторении.</p> Алиева Жаркынай Анарбаевна Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/389 Thu, 23 Oct 2025 00:00:00 +0000