МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ)

Авторы

  • Мурзаканова Гулшайыр Арыкова Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v1i2.434

Ключевые слова:

мелкая моторика, речь, методика Монтессори, развитие ребёнка, сенсорные навыки, педагогическая система.

Аннотация

В данной статье подробно рассматривается взаимосвязь между развитием мелкой моторики и формированием речи ребёнка на основе педагогической системы М. Монтессори. В процессе исследования установлено, что активность пальцев, мелкие движения рук и сенсорный опыт ребёнка напрямую влияют на работу мозга, особенно на развитие речевых центров. В настоящее время из-за частого использования различных гаджетов всё чаще наблюдаются случаи задержки речевого развития у детей, что представляет собой серьёзную проблему. Методика Монтессори основана на естественных потребностях и внутренних возможностях ребёнка, поэтому деятельность руками рассматривается как основной инструмент обучения, познания и речевого развития. В статье приведены примеры упражнений и игр, а также использование специальных материалов Монтессори (рамки, пуговицы, бусины, фасоль, песок и др.), которые способствуют стимулированию речи и формированию интеллектуальных способностей ребёнка. Особое внимание уделено вопросам адаптации методики Монтессори в кыргызской педагогической практике и взаимодействию родителей и педагогов. В заключение подчёркивается, что систематическое развитие мелкой моторики является важнейшим условием формирования языковых, интеллектуальных и социальных компетенций ребёнка.

Библиографические ссылки

Абдрасулова, Г. Мектепке чейинки педагогика. — Бишкек: Кыргызстан, 2019. — 180 б.

Выготский, Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1984. — 320 с.

Закиров, А. Этнопсихологиялык көз караштан бала өнүгүүсү. — Ош, 2015. — 132 б.

Лурия, А. Р. Речь и мышление ребенка. — М.: Просвещение, 1970. — 214 с.

Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому. — М.: Академкнига, 2012. — 256 с.

Осмоналиева, Т. Бала психологиясы жана өнүгүүсү. — Ош: Жаңы китеп, 2020. — 164 б.

Пиаже, Ж. Психология интеллекта. — М.: Академия, 2003. — 210 с.

https://chudo-chado.kg/methods/the-method-montessori/

https://interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/metodika-razvitiya-montessori

https://ky.healthy-food-near-me.com/methods-of-early-development-of-maria-montessori-from-6-months-to-6-years-v-dmitrieva/#Lets-get-acquainted-Maria-Montessori

Кадырова, Т. (2025). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(1(25), 49–55. https://doi.org/10.56122/.v1i1(25).272

Айнагүл Кашыбаева, “Кутбилим” 13.05.2016.

3төн 6 жашка чейинки балдарды өнүктүрүү «Балалык» программасы. – Б.: Аркус бас., 2017. – 352 б.

Опубликован

2025-10-23

Как цитировать

Мурзаканова, Г. (2025). МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ). Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2), 129–134. https://doi.org/10.56122/.v1i2.434