МЕЛКАЯ МОТОРИКА ДЕТЕЙ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ)
DOI:
https://doi.org/10.56122/..v1i2.434Ключевые слова:
мелкая моторика, речь, методика Монтессори, развитие ребёнка, сенсорные навыки, педагогическая система.Аннотация
В данной статье подробно рассматривается взаимосвязь между развитием мелкой моторики и формированием речи ребёнка на основе педагогической системы М. Монтессори. В процессе исследования установлено, что активность пальцев, мелкие движения рук и сенсорный опыт ребёнка напрямую влияют на работу мозга, особенно на развитие речевых центров. В настоящее время из-за частого использования различных гаджетов всё чаще наблюдаются случаи задержки речевого развития у детей, что представляет собой серьёзную проблему. Методика Монтессори основана на естественных потребностях и внутренних возможностях ребёнка, поэтому деятельность руками рассматривается как основной инструмент обучения, познания и речевого развития. В статье приведены примеры упражнений и игр, а также использование специальных материалов Монтессори (рамки, пуговицы, бусины, фасоль, песок и др.), которые способствуют стимулированию речи и формированию интеллектуальных способностей ребёнка. Особое внимание уделено вопросам адаптации методики Монтессори в кыргызской педагогической практике и взаимодействию родителей и педагогов. В заключение подчёркивается, что систематическое развитие мелкой моторики является важнейшим условием формирования языковых, интеллектуальных и социальных компетенций ребёнка.
Библиографические ссылки
Абдрасулова, Г. Мектепке чейинки педагогика. — Бишкек: Кыргызстан, 2019. — 180 б.
Выготский, Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1984. — 320 с.
Закиров, А. Этнопсихологиялык көз караштан бала өнүгүүсү. — Ош, 2015. — 132 б.
Лурия, А. Р. Речь и мышление ребенка. — М.: Просвещение, 1970. — 214 с.
Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому. — М.: Академкнига, 2012. — 256 с.
Осмоналиева, Т. Бала психологиясы жана өнүгүүсү. — Ош: Жаңы китеп, 2020. — 164 б.
Пиаже, Ж. Психология интеллекта. — М.: Академия, 2003. — 210 с.
https://chudo-chado.kg/methods/the-method-montessori/
https://interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/metodika-razvitiya-montessori
Кадырова, Т. (2025). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(1(25), 49–55. https://doi.org/10.56122/.v1i1(25).272
Айнагүл Кашыбаева, “Кутбилим” 13.05.2016.
3төн 6 жашка чейинки балдарды өнүктүрүү «Балалык» программасы. – Б.: Аркус бас., 2017. – 352 б.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License. To view a copy of this license, visit http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ or send a letter to Creative Commons, PO Box 1866, Mountain View, CA 94042, USA.





