НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ ДО ХХ ВЕКА

Авторы

  • Aкматали Алимбеков Кыргызско-Турецкий университет «Манас»

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v1i2.467

Ключевые слова:

кыргызское общество, кочевничество, традиции, образование, просвещение, история, образование.

Аннотация

В этой статье посредством  исторические ретроспективные параллели раскрываются некоторые аспекты  образования в кыргызском обществе до XX века.

Образование у кыргызов развивалась в рамках кочевой цивилизации основной целю которого явилась  вооружение молодого  поколения  жизненно важными необходимыми знаниями, умениями и навыками . В средние века кыргызы вместе с другими тюркскими племенами имели  культуру письменности в виде эн-тамги, петроглифов и идеограмм. В исторических источниках есть сведения, что кыргызская молодежь получила образование в городах древнего Китая. Поучительно-назидательные песни акынов импровизаторов   воспринимались как обычные педагогические  произведения. До начала ХХ века в Кыргызстане действовало 107 школ, в которых обучались 7045 детей.

Библиографические ссылки

Бартольд В. В. Кыргыздардын жана Кыргызстандын тарыхы боюнча тандалган эмгектер. – Б., 1996. –176 б.

Волков Г.Н. Этнопедагогика.– Чебоксары, 1974. – 213 с.

Kömleksiz, M., Çelikbay, A., & Alimbekov, A. Açıklamalı eğitim terimleri sözlüğü: Kırgızca-Türkçe-Rusça-İngilizce. 2002. Kırgızistan-Türkiye Manas Üniversitesi Yayınları.

Элери Битикчи Седентаризм – «научный» метод унижения кочевников// https://kgcode.akipress.org/unews/un_post:2096

ТойнбиА. Дж.Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.

Aлимбеков, А. Педагогический потенциал пословиц и поговорок. Русский язык и литература в школах Кыргызстана, 2000, №5-6- 129–140.

Алимбеков, А. Кыргыз элинин билим берүү салттары: Окуу куралы. – Б.: Педагогика, 2001. – 44 б.

Алимбеков, А. Окутуунун жалпы методдору. / А. Алимбеков, М. Ташпынар. - Б., 2004. – 232 б.

Гузев В.Г., Кляшторный С.Г. Древняя письменность Великой степи. // Тюркологический сборник. М.: 2009. С. 146-176.

Каратаев О., Эралиев С. Кыргыз этнографиясы боюнча сөздүк. Бишкек. "Бийиктик" – 2005, 267 б.

Кожобеков М. Орто кылымдагы Кыргыз каганатындагы билим туурасында // Кыргыз-түрк «Манас» университети. Коомдук илимдер журналы.-2002.-№, 3. - 34-39 б.б.

Сыдыков С., Конкобаев К. Байыркы Түрк жазуусу (VII-X кылымдар): окуу китеп.-Б.: КТМУ, 2001.-337 б.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В.. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). // М.: 1984. 336 с.

Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. Москва — Ленинград — 1952

Кляшторный С.Г.Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. // М.: «Наука». 1964. - 214 с

Белинский В.Г. Избранные статьи. — М.: Детская литература, 1972. — 223 с.

Ирисов П. Ырчылар чыгармачылыгы: Окуу китеп. Б.: “Бийиктик”, 2004. 212 б.

Алимбеков, А. Түрк дүйнөсүнүн ойчулдарынын мурастарындагы педагогикалык идеялар. -Б.; 2017.- 272 б.

Тенишев Э. Улуттук доорго чейинки кыргыз адабий тили жөнүндө// Ала-Тоо, 1989, №8-9. – 145 - б.

Молдо Кылыч. Казалдар.-Фрунзе:Аадабият, 1991.-256 б.

Опубликован

2025-10-23

Как цитировать

Алимбеков A. (2025). НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ ДО ХХ ВЕКА. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2), 24–29. https://doi.org/10.56122/.v1i2.467