ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ 5E В УСПЕШНОМ ОСВОЕНИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

Авторы

  • Акматова Чынара Асановна Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v1i2.386

Ключевые слова:

усвоение знаний, модель урока 5E, инновационные технологии, STEM компетенции, мотивация учащихся, интерактивное обучение, аналитическое мышление, практические навыки, оценка и рефлексия

Аннотация

В данной статье научно анализируются значение, сущность, этапы модели урока 5Е (Вовлечение, Исследование, Объяснение, Расширение, Оценка) и её влияние на усвоение знаний учащимися. Показаны методологические основы модели, опирающиеся на конструктивизм, когнитивную психологию и теории обучения и развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. Автор подчеркивает, что активное участие учащихся, опытно-исследовательская деятельность и самостоятельное открытие знаний обеспечивают их более глубокое и долговременное усвоение. Отдельное внимание уделено роли учителя как организатора и фасилитатора познавательной деятельности, а не только источника информации. Приводятся примеры использования 5Е-модели на уроках естественно-научного цикла, STEM-предметов и начальной школы. В заключении аргументируется, что данная модель способствует формированию ключевых компетенций XXI века – критического и творческого мышления, сотрудничества и навыков решения проблем.

Библиографические ссылки

Абдрасулова Г. Башталгыч класстарда сабактарды уюштуруунун ыкмалары / Г. Абдрасулова. – Бишкек: Улуу Кыргызстан, 2017. – 179 б.

Байбекова Н. Заманбап педагогикалык технологиялар жана алардын билим берүү процесcиндеги ролу / Н. Байбекова. – Бишкек: Кыргыз билим, 2020. – 205 б.

Байби, Р. У. Достижение научной грамотности: от целей к практике / Р. У. Байби. – Портсмут, Нью-Хэмпшир: Хайнеманн, 1997. – 280 с.

Выготский Л.С. Собр.соч: в 2 т., Т.1. –М. 1982, 91-бетте китепте. -250 б

Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2001. – 320 с.

Иманалиева А. Ж. Педагогикадагы жаңы методикалык ыкмалар / А. Ж. Иманалиева. – Бишкек: Кыргызстан, 2018. – 215 б.

Кожомкулова, А. Т. Мен жана дүйнө: башталгыч класстардын окуучуларына арналган окуу китеби / А. Т. Кожомкулова. – Бишкек: Кыргыз билим, 2018. – 176 б.

Молдалиева, Г. Башталгыч класстарда 5Е моделин колдонуу / Г. Молдалиева. – Педагогика жана инновация журналы, 2022. – Т. 14, № 2. – С. 45-52.

Мурзаканова, Г. Роль урока чтений в формировании этнокультурной компетенции учащихся начальных классов / Г. Мурзаканова. – Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 2024. – Т. 2, № 2. – С. 165–169.

Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1972. – 352 с.

Рыскулова А. Т. Билим берүүдө инновациялык ыкмаларды колдонуу / А. Т. Рыскулова. – Бишкек: Раритет, 2019. – 198 б.

Опубликован

2025-10-23

Как цитировать

Акматова , Ч. (2025). ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ 5E В УСПЕШНОМ ОСВОЕНИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2), 17–23. https://doi.org/10.56122/.v1i2.386