РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Авторы

  • Джаманбаева Алтынай Эркинбековна КРСУ

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v1i2.488

Ключевые слова:

ИКТ-грамотность, школа, цифровая грамотность, оценка, онлайн-услуги

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования цифровой грамотности у учащихся и педагогов в условиях перехода Кыргызской Республики на 12-летнюю систему общего образования. Отражены ключевые положения нового Государственного образовательного стандарта, в котором цифровые компетенции признаны базовыми для современного школьного образования. Проанализированы существующие проблемы цифровой трансформации, такие как недостаточная подготовленность учителей, нехватка технической инфраструктуры в сельских школах и отсутствие системной методической поддержки. Также рассмотрены актуальные государственные инициативы, направленные на развитие цифровых компетенций, включая внедрение электронных дневников, онлайн-платформ и программ повышения квалификации. Представлены предложения по интеграции цифровых инструментов в школьный процесс, усилению цифровой подготовки педагогов и преодолению цифрового неравенства в системе образования.

Библиографические ссылки

Асанова З. Роль цифровых технологий в современном школьном образовании // Образование и общество. – 2023. – №5. – С. 34–39.

Государственный образовательный стандарт общего среднего образования Кыргызской Республики. – Бишкек: МОН КР, 2025. – 68 с.

Журнал «Педагогика и инновации». Выпуск №4. – Бишкек: КРСУ, 2024. – Сборник статей по цифровизации образования.

Исследование КАО: Уровень цифровой готовности учителей. – Бишкек: Кыргызская академия образования, 2024. – 60 с.

IT-Academy при КГУ им. А. А. Каныбекова. Методика подготовки школьников к цифровому профилю. – Ош, 2024. – 24 с.

Kaktus.media. «83 тыс. учителей пройдут переподготовку» // Kaktus.media, 02.04.2025. – URL: https://kaktus.media (дата обращения: 22.08.2025).

Концепция перехода на 12-летнее общее образование в Кыргызской Республике. – Бишкек: Постановление КМ КР №654 от 30.10.2024.

Kutbilim.kg. «Как учить по-новому: цифровые платформы и педагогика» // Kutbilim.kg. – 2025. – URL: https://kutbilim.kg (дата обращения: 20.08.2025).

Министерство образования и науки КР. Программа «Цифровая грамотность педагога» (учебно-методическое пособие). – Бишкек, 2024. – 39 с.

Министерство цифрового развития КР. «Национальная стратегия цифровой трансформации КР до 2026 года». – Бишкек, 2023.

Молдокматова Г. А. Цифровая грамотность и новая школа // Вестник образования. – 2024. – №3. – С. 17–22.

МОН КР. Проект «Цифровая школа» (отчёт о реализации). – Бишкек, 2024. – 33 с.

ПРООН. Отчёт по цифровой трансформации школьного образования в КР. – Бишкек: ПРООН, 2024. – 52 с.

USAID. Teacher Training for Digital Education in Kyrgyzstan. – Bishkek: USAID, 2024. – 28 p.

Всемирный банк. Digital Skills in Central Asia: Education Policy Review. – Washington: World Bank, 2023. – 45 p.

Опубликован

2025-10-23

Как цитировать

Джаманбаева, А. (2025). РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2). https://doi.org/10.56122/.v1i2.488