Анализ перспектив и вызовов изучения лексики английского языка с помощью ИИ и нейросетей

Авторы

  • Любимова Наталья Александровна КРСУ
  • Кенебекова Жамиля Канатбековна КРСУ

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v2i2%20(26).430

Ключевые слова:

английский язык, лексика, обучение, память, проактивное обучение, персонализация, нейросети, совмещение методов.

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы и вызовы использования искусственного интеллекта и нейросетей в изучении английской лексики. Анализируются современные платформы, такие как Quizlet, Duolingo, Memrise, Reverso Context, LingQ, VocabHunter и чат-боты, демонстрирующие преимущества — адаптивное обучение, обилие практических материалов, контекстное понимание и персонализация.

Однако отмечаются и ограничения: возможные ошибки интерпретации, сложности с редкими терминами, отсутствие индивидуального опыта и необходимость ручной доработки результатов, а также технические и этические проблемы. По мнению авторов, важным аспектом является необходимость сочетания инновационных технологий с традиционным обучением для повышения эффективности и предотвращения поверхностного запоминания. В статье сделан вывод, что несмотря на развитие нейросетей, полное замещение преподавателей маловероятно — оптимальным продолжает оставаться синтез автоматизированных решений и личного экспертного участия.

Библиографические ссылки

Лебедева, Е.Б. Развитие лексики английского языка. Учебное пособие / Е.Б. Лебедева. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2013. – 136 с.

Шамшина, Е. И. Обучение лексике при обучении иностранного языка / Е. И. Шамшина // Технологии информационного общества: Сборник трудов XIV Международной отраслевой научно-технической конференции, Москва, 18–19 марта 2020 года. – Москва: ООО "Издательский дом Медиа паблишер", 2020. – С. 555-557. – EDN UUOCDJ.

Bakyt, A. Analysis of current roles of vocabulary and grammar in teaching English / A. Bakyt, A. M. Zhandildinova, A. K. Iliyassova // Hominum. – 2023. – No. 3(11). – P. 85-108. – EDN UQECXW.

Kuchmina, E. E. Innovations in language learning: the role of artificial intelligence / E. E. Kuchmina, S. E. Tupikova // Research Problems of Theoretical and Applied Linguistics in Modern Foreign Language Teaching. – 2025. – No. 3. – P. 202-208. – EDN IBNFGD.

Муссауи-Ульянищева, Е. В. Игровые методы на занятиях английского языка как способ повышения мотивации студентов к обогащению специального словарного запаса / Е. В. Муссауи-Ульянищева, Л. В. Ульянищева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4(95). – С. 138-140. – DOI 10.24412/1991-5497-2022-495-138-140. – EDN NVGNUI.

Zhakypova, Z. Zh. The importance of using contextual learning as an effective teaching method / Z. Zh. Zhakypova, Ch. Zh. Sydykova // Alatoo Academic Studies. – 2021. – No. 3. – P. 144-153. – DOI 10.17015/aas.2021.213.16. – EDN PMWCZQ.

Ежгурова, А. А. Цифровизация в образовании на примере обучения английскому языку / А. А. Ежгурова // Экономика и управление: опыт и новые решения в эпоху трансформаций: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 08 ноября 2023 года. – Омск: Омский государственный технический университет, 2023. – С. 110-116. – DOI 10.24412/cl-37098-2023-1-110-116. – EDN JSPZNT.

Маслова, О. В. Методология обучения профессионально ориентированной лексике на иностранном языке в гибридном режиме (на примере английского языка) / О. В. Маслова // Профессионально-ориентированное обучение языкам: опыт, реальность и перспективы: сборник материалов Ежегодной всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18–19 февраля 2025 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2025. – С. 131-136. – EDN MQRXVX.

Любимова, Н. А. Взаимосвязь цифровых компетенций преподавателя и мотивации студентов высших учебных заведений неязыковых специальностей при изучении английского языка / Н. А. Любимова, Ч. Э. Кульматова // Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в аспекте современной лингводидактики: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Орел, 18 декабря 2024 года. – Орёл: Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, 2025. – С. 140-149. – EDN PPRDQJ.

Опубликован

2025-11-11

Как цитировать

Любимова, Л., & Кенебекова , Ж. (2025). Анализ перспектив и вызовов изучения лексики английского языка с помощью ИИ и нейросетей. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 2(2 (26), 17–22. https://doi.org/10.56122/.v2i2 (26).430