ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Авторы

  • Турдубаева Кандалатхан Ташполотовна Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v2i2%20(26).450

Ключевые слова:

. Город Узген, парк, деревья, зеленая зона, рекреация

Аннотация

В XXI веке одной из основных целей системы образования является подготовка специалистов, обладающих функциональной грамотностью, творческим мышлением и способностью адаптироваться к условиям цифрового общества. В статье анализируются теоретические основы функциональной грамотности и её значение в образовательном процессе. Опираясь на международные (PISA) и национальные исследования, рассматриваются направления функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая и цифровая. Особое внимание уделено проблеме формирования функциональной грамотности у будущих учителей информатики. Автор раскрывает роль таких подходов, как решение жизненных задач с помощью программирования, проектная деятельность, развитие алгоритмического мышления, цифровой грамотности и социальных навыков. В статье приводится практическое задание по вычислению семейного бюджета на языке Python, демонстрирующее эффективность в формировании финансовых, цифровых и критических навыков студентов. В результате исследования отмечается, что формирование функциональной грамотности способствует модернизации содержания образования, обеспечению его практической направленности и подготовке студентов к социально-экономическим вызовам XXI века.

Библиографические ссылки

Липова Н.И. Общая функциональная грамотность. Виды функциональной грамотности. Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и технике. Ижевск, 25 октября 2022 года

OECD. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Financial Literacy and Creative Thinking. – Paris: OECD Publishing, 2022.

Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлиги. Функционалдык сабаттуулукту өнүктүрүү боюнча улуттук стратегиясы. – Бишкек, 2020.

Кыргыз Республикасында билим берүүнү 2021–2030- жылдарга карата өнүктүрүүнүн концепциясы. Бишкек-2021

Аванова Ж. А. Окуучулардын функционалдык сабаттуулугун өнүктүрүү маселелери / Ж.А. Аванова, К.Ж. Жумабай // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. – Жалал-Абад, 2022. – № 4 (53). – С. 72-76.

Калдыбаев С.К. Кенже окуучулардын математикалык функционалдык сабаттуулуктарын маселелерди чыгаруу аркылуу калыптандыруу / С.К. Калдыбаев, Ч.А. Аттокурова // Alatoo Academic Studies. – Бишкек, 2023. – № 4. – С. 109-116.

Арынбаев Э.К., Калдыбаев С.К. Информатиканы функционалдык сабаттуулука багыттап окутуунун зарылдыгы. Ala Too Academic Studies. 2025. № 2

Полат Е.С. Современные педагогические технологии. – Москва: Академия, 2019.

Н.В. Софронова, А.А. Бельчусова Теория и методика преподавания информатики. – Москва: Юрайт, 2021.

https://kutbilim.kg/analytics/inner/stem-orto-bilim-ber-d-n-bashtalyshy-kerekpi/

Опубликован

2025-11-11

Как цитировать

Турдубаева , К. (2025). ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 2(2 (26), 119–125. https://doi.org/10.56122/.v2i2 (26).450

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.