МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА, РОБОТОТЕХНИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Авторы

  • Шумейко Татьяна Степановна Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы г. Костанай, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v2i1(25).367

Ключевые слова:

Инженерно-графическая деятельность, графические компетенции, черчение, методы формирования графической компетентности, инструменты оценивания.

Аннотация

В статье обоснована актуальность формирования графических компетенций бакалавров образовательной программы «Информатика, робототехника и проектирование»: отмечена потребность в высококвалифицированных инженерах, обусловленная быстрыми темпами развития техники и технологий, отраженная в стратегических документах Республики Казахстан; раскрыта сущность технического проектирования, его взаимосвязь с черчением и инженерно-графической деятельностью. Обозначена роль технического проектирования как 

одного из направлений профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров информатики, робототехники и проектирования. Все перечисленные факторы подтверждают необходимость формирования графических компетенций студентов образовательной программы «Информатика, робототехника и проектирование». Исходя из принятого в педагогической науке содержания компетентности, интегрирующей знания, умения, навыки, опыт и способы деятельности раскрыта сущность инженерно-графической компетентности и составляющих её компетенций. Отмечена роль и перечислены способы мотивации обучающихся в формировании у них графических компетенций. Раскрыта сущность и особенности использования в обучении черчению методов формирования графических компетенций: словесно-наглядных и практических, уточнения целей обучения, игрового моделирования, информационно-коммуникационных; контрольно-оценочных, реализуемых в системе дистанционного обучения Moodle с использованием активных элементов курса – тестирование и HotPot.

Библиографические ссылки

Арынбаев Э.К. Роль учителей информатики в период трансформации сферы образования КР на программу «Алтын казык». – «Вестник ОшГПУ» Том 1 № 2 (2024): Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, С. 99-103. URL: https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/165 (дата обращения 10.04.2025)

Выступление К.-Ж.К. Токаева в Мажилисе 11 января 2022 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/68127104307564486 (дата обращения 20.10.2024)

Калыкова П.М., Акпаралиева Б.А. Использование информационных технологий для проверки знаний студентов. – Научно-методический журнал «Вестник ОшГПУ имени А. Мырсабекова». 2023 г. № 1 (21). – С. 20-24. URL: Научно-методический журнал “Вестник ОшГПУ имени А. Мырсабекова”. 2023 г. No1 (21). – С. 20-24.

URL: https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/77/34 (дата обращения 12.04.2025)

Научно-технический прогресс. Словарь [Текст] / Под ред. Р.Г. Яновского и др. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.

Образовательная программа 6В01510 Информатика, робототехника и проектирование / Рекомендована решением Ученого совета КРУ им. А. Байтұрсынұлы, протокол № 6 от 29 мая 2024 года. URL: https://ksu.edu.kz/files/educational-program/modular/bachelor/ep-6b01510-2024.pdf (дата обращения 10.04.2025)

Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры: [Текст] / В.Ф. Сидоренко // Вопросы философии. – 1984. – № 10. – С. 87-99.

Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года [Электронный ресурс] – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения 20.10.2024)

Турдубаева К.Т. Мотивационные методы как средство повышения качества образования. – Вестник ОшГПУ» Том 1 № 2 (2024): Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А. Мырсабекова, С. 119-123.

URL: https://ilim.oshmpu.kg/index.php/01/article/view/198 (дата обращения 10.04.2025)

Шумейко Т.С. Развитие инженерного мышления у будущих педагогов средствами STEM-дисциплин // Сборник материалов Международной научно-прак-тической конференции «Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, техноло-гическим и математическим дисциплинам». – Екатеринбург: УрГПУ, 25 ноября 2024. – С. 261-266. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80490097

Шумейко Т.С. Развитие технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Шумейко Т.С., Божевольная Н.В., Даулетбаева Г.Б., Жарлыкасов Б.Ж. – Костанай: Центрум, 2022. – 175 с.

Шумейко Т.С. Теоретико-методологические основы формирования графической грамотности средствами орнамента. [Текст] / Т.С. Шумейко // Вестник Академии Педагогических наук Казахстана. – 2018. – № 1(81). – С. 35-40.

Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Монография [Текст] / Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. – Челябинск: изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.

Опубликован

2025-05-29

Как цитировать

Шумейко , Т. (2025). МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА, РОБОТОТЕХНИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ» . Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2), 243–250. https://doi.org/10.56122/.v2i1(25).367