ОТРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЕСТИ ЧЕНГЫЗА АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ КОРАБЛЬ».
DOI:
https://doi.org/10.56122/..v2i2%20(26).457Ключевые слова:
айтыш-состязание, акын-импровизатор, народная мудрость, наставление, просветительская деятельность, философское начало.Аннотация
Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» глубоко отражает особенности кыргызской народной педагогики, воспитательные ценности и традиции, показывает силу духовного мира человечества и развитие личности. В повести, главным образом, описывается влияние родителей и старшего поколения на развитие и воспитание ребёнка, а также важность народного воспитания. В своём произведении Айтматов говорит о том, как народная педагогика указывает молодому поколению верный путь, сохраняя традиции и подчёркивая важность отцовско-детских отношений.
Главная героиня повести, Каныкей и её отец, глубоко размышляют о воспитании ребёнка, родительских наставлениях, гражданственности и культурных ценностях. Произведение Чингиза Айтматова отражает основные составляющие народной педагогики – наставления, нравственные ценности, ремёсла и воспитательные традиции. Кроме того, в повести особое внимание уделяется связи поколений, воспитанию родителей и детей, народным представлениям о месте ребёнка в обществе и формировании его личности. Повесть «Ак кеме» помогает глубоко понять исторические и духовные ценности кыргызской народной педагогики, раскрывая важность образования и главную цель – указать будущим поколениям верный путь.
Библиографические ссылки
Айтматов, Ч. (1989). Ак кеме. Бишкек: Жалын.
Кадыров, М. (2010). Айтматов жана анын адабий мурасы. Бишкек: "Меридиан".
Муканова, А. (2015). Этнопедагогика жана анын кыргыз коомундагы орду. Бишкек: Ата-Мекен.
Токтогулова, З. (2008). Айтматовдун чыгармаларында этнопедагогиканын чагылдырылышы. Бишкек: Кыргыз Республикасынын билим берүү министрлиги.
Иманалиева, Р. (2012). Кыргыз элдик педагогикасы. Бишкек: Жаштык.
Асанов, У. (2014). Кыргыз элинин тарбиялык баалуулуктары. Бишкек: "Манас".
Орунбеков, К. (2017). Айтматовдун чыгармаларындагы социалдык тарбия. Бишкек: Айгүл.
Абдырасулова, Э. (2005). Чыңгыз Айтматов: Адабий изилдөөлөр. Бишкек: Жогорку мектеп.
Суюмкулова, С. (2010). Балдар адабияты жана этнопедагогика. Бишкек: Жаңы көз караш.
10.Айтматов, Ч. – Чыңгыз Айтматовдун чыгармачылыгы (жалпы чыгармачылыгын талдоо, этнопедагогикалык аспектилери).
Айтматовдун адабий мурасы жана кыргыз маданияты.
Айтматов жана этнопедагогика (Адабий чыгармалар аркылуу кыргыз элинин тарбиялык өнөрү).
11.Абдрасулова, С. – Кыргыз педагогикасынын негиздери (Этнопедагогика жана анын мектептеги орду).
Этнопедагогиканын теориясы жана практикасы.
Мектептеги этнопедагогикалык тажрыйба.
Мурзаканова, С. – Кыргыз мектептеринде этнопедагогикалык багытта окутуунун мүмкүнчүлүктөрү.
https://sputnik.kg/20180407/ak-keme-povesti-tuuraluu-kyzyktuu-10-fakty-1038556725.html
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License. To view a copy of this license, visit http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ or send a letter to Creative Commons, PO Box 1866, Mountain View, CA 94042, USA.





