ОТРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЕСТИ ЧЕНГЫЗА АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ КОРАБЛЬ».

Авторы

  • Матисманова Айжамал Усөновна Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v2i2%20(26).457

Ключевые слова:

айтыш-состязание, акын-импровизатор, народная мудрость, наставление, просветительская деятельность, философское начало.

Аннотация

Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» глубоко отражает особенности кыргызской народной педагогики, воспитательные ценности и традиции, показывает силу духовного мира человечества и развитие личности. В повести, главным образом, описывается влияние родителей и старшего поколения на развитие и воспитание ребёнка, а также важность народного воспитания. В своём произведении Айтматов говорит о том, как народная педагогика указывает молодому поколению верный путь, сохраняя традиции и подчёркивая важность отцовско-детских отношений.

Главная героиня повести, Каныкей и её отец, глубоко размышляют о воспитании ребёнка, родительских наставлениях, гражданственности и культурных ценностях. Произведение Чингиза Айтматова отражает основные составляющие народной педагогики – наставления, нравственные ценности, ремёсла и воспитательные традиции. Кроме того, в повести особое внимание уделяется связи поколений, воспитанию родителей и детей, народным представлениям о месте ребёнка в обществе и формировании его личности. Повесть «Ак кеме» помогает глубоко понять исторические и духовные ценности кыргызской народной педагогики, раскрывая важность образования и главную цель – указать будущим поколениям верный путь.

Библиографические ссылки

Айтматов, Ч. (1989). Ак кеме. Бишкек: Жалын.

Кадыров, М. (2010). Айтматов жана анын адабий мурасы. Бишкек: "Меридиан".

Муканова, А. (2015). Этнопедагогика жана анын кыргыз коомундагы орду. Бишкек: Ата-Мекен.

Токтогулова, З. (2008). Айтматовдун чыгармаларында этнопедагогиканын чагылдырылышы. Бишкек: Кыргыз Республикасынын билим берүү министрлиги.

Иманалиева, Р. (2012). Кыргыз элдик педагогикасы. Бишкек: Жаштык.

Асанов, У. (2014). Кыргыз элинин тарбиялык баалуулуктары. Бишкек: "Манас".

Орунбеков, К. (2017). Айтматовдун чыгармаларындагы социалдык тарбия. Бишкек: Айгүл.

Абдырасулова, Э. (2005). Чыңгыз Айтматов: Адабий изилдөөлөр. Бишкек: Жогорку мектеп.

Суюмкулова, С. (2010). Балдар адабияты жана этнопедагогика. Бишкек: Жаңы көз караш.

10.Айтматов, Ч. – Чыңгыз Айтматовдун чыгармачылыгы (жалпы чыгармачылыгын талдоо, этнопедагогикалык аспектилери).

Айтматовдун адабий мурасы жана кыргыз маданияты.

Айтматов жана этнопедагогика (Адабий чыгармалар аркылуу кыргыз элинин тарбиялык өнөрү).

11.Абдрасулова, С. – Кыргыз педагогикасынын негиздери (Этнопедагогика жана анын мектептеги орду).

Этнопедагогиканын теориясы жана практикасы.

Мектептеги этнопедагогикалык тажрыйба.

Мурзаканова, С. – Кыргыз мектептеринде этнопедагогикалык багытта окутуунун мүмкүнчүлүктөрү.

https://ky.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA_%D0%BA%D0%B5%D0%BC%D0%B5_(%D1%87%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0)

https://sputnik.kg/20180407/ak-keme-povesti-tuuraluu-kyzyktuu-10-fakty-1038556725.html

Опубликован

2025-11-11

Как цитировать

Матисманова , А. (2025). ОТРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОВЕСТИ ЧЕНГЫЗА АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ КОРАБЛЬ». Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 2(2 (26), 27–34. https://doi.org/10.56122/.v2i2 (26).457