Формирование элементарных понятий математического раздела «Число и счет» у детей старшей дошкольной группы на основе элементов кыргызских этнокультурных традиций

Авторы

  • Абдывасиева Зырапа Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова
  • Халмурзаева Айжамал Шадыбековна Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v1i2.384

Ключевые слова:

базовые, математические, представления, формирование, этнос, культурные, традиции.

Аннотация

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном образовании рассматривается как основа для дальнейшего получения детьми математических знаний. Было отмечено, что в Законе «Об образовании» говорится о том, что «...образование направлено на формирование гармоничной системы общечеловеческих и национальных ценностей...». В соответствии с этим, сначала было рассмотрено содержание формирования элементарных математических представлений у детей старшей дошкольной группы, а затем содержание и цель формирования тех же элементарных математических представлений в сочетании с элементами кыргызских этнокультурных традиций. При этом раздел «Число и счёт» был рассмотрен наиболее широко. В национально-региональном компоненте предусмотрено: Обучение счёту на кыргызском языке от 1 до 10; последовательное ознакомление с образованием каждого числа от 5 до 10; обучение сравнению соседних чисел в пределах 10 на основе конкретных множеств (например, разноцветных альчиков); обучение получению равенства из неравенства (и наоборот): путём добавления одного альчика к меньшему числу или вычитания одного альчика из большего числа; уравнивание чисел; обучение отсчёту альчиков из большой группы по образцу или в соответствии с заданным числом (в пределах 10) и т.д. Также предусмотрено ознакомление с песнями, загадками, считалками, пословицами и поговорками, крылатыми словами, играми, скороговорками и сказками и другими материалами на кыргызском языке, где упоминаются числа и другие математические понятия.

Библиографические ссылки

КР “Билим берүү жөнүндө” мыйзамы (2023-жылдын 11-августу № 179), 8-берене, 2-глава. Билим берүү системасынын 7- пункту.

Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т. / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. -М. : Педагогика, 1988. - Т. 1.-414 б.

Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 1972. - 78 б.

История Кыргызстан [Текст] / под ред Дж.Осмонов. – Бишкек 2000-г. 43-с.

Философский словарь [Текст] / под ред. M. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1963. - 544 б.

Е.Н. Цубер, преподаватель кафедры методик дошкольного образования Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста БГПУ-2022-ж.

Опубликован

2025-10-23

Как цитировать

Абдывасиева, З., & Халмурзаева, А. (2025). Формирование элементарных понятий математического раздела «Число и счет» у детей старшей дошкольной группы на основе элементов кыргызских этнокультурных традиций. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2), 250–255. https://doi.org/10.56122/.v1i2.384

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)