ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3–5 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)

Авторы

  • Мамашерип кызы Нуриза Ошский государственный педагогический университет имени А. Ж. Мырсабекова

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v1i2.460

Ключевые слова:

12-летнее образование, реформа образования, психолого-педагогические аспекты, Кыргызстан.

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия формирования жизненных навыков у детей 3–5 лет. Раскрывается значение самостоятельной деятельности, ответственности и социальной адаптации ребёнка в дошкольном образовании. Анализируется современное состояние и проблемы системы дошкольного воспитания Кыргызстана, а также сравниваются эффективные практики зарубежных стран, в частности Финляндии и Японии. Теоретическую основу исследования составляет концепция Л. С. Выготского о “зоне ближайшего развития”. Особое внимание уделено возможностям применения методик Reggio Emilia, Montessori и STEM как современных подходов к развитию жизненных навыков. В заключение подчёркивается, что сотрудничество семьи, детского сада и общества является важнейшим фактором гармоничного развития личности ребёнка.

Библиографические ссылки

Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. – Москва: Педагогика, 1984. – 320 с.

Бекбоев И. Бала тарбиясынын теориялык негиздери. – Бишкек: Илим, 2010. – 140 б.

Такахаши Масаки. Дошкольное воспитание в Японии. – Токио: Гакусюся, 2016. – 158 с.

Кожобекова Г. Мектепке чейинки билим берүүдө социалдык көндүмдөрдү өнүктүрүү. – Бишкек: Илим, 2021. – 112 б.

Билим берүү жана илим министрлиги. Мектепке чейинки билим берүү жана тарбиялоо концепциясы (2021–2030). – Бишкек, 2021. – 35 б.

Montessori M. Помоги мне это сделать самому. – Москва: Карапуз, 2004. – 224 с.

Malaguzzi L. The Hundred Languages of Children: The Reggio Emilia Approach to Early Childhood Education. – New York: Ablex Publishing, 1998. – 400 p.

Эриксон Э. Детство и общество. – Москва: Прогресс, 1996. – 416 с.

OECD. Starting Strong VI: Supporting Meaningful Interactions in Early Childhood Education and Care. – Paris: OECD Publishing, 2021. – 260 p.

Опубликован

2025-10-23

Как цитировать

Мамашерип кызы , Н. (2025). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3–5 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ КЫРГЫЗСТАНА И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН). Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 1(2), 140–145. https://doi.org/10.56122/.v1i2.460

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.