DETERMINATION OF AFFECTING FACTORS THE PROFESSIONAL PREFERENCES OF 9TH-11TH GRADE STUDENTS AND EXAMINATION ACCORDING TO CLASS LEVELS

Авторы

  • Назира ЭРНИСБЕК ызы Кыргызско-Турецкий Университет Манас
  • Erkan EFİLTİ Kırgızistan-Türkiye Manas Üniversitesi

DOI:

https://doi.org/10.56122/..v2i2.251

Ключевые слова:

Профессия, выбор профессии, профессиональное развитие.

Аннотация

Цель исследования определялась как определение факторов, влияющих на выбор профессии учащимися 9-11 классов. Для достижения определенной цели исследования была использована описательная модель исследования на основе качественных методов исследования. В состав исследовательской группы вошли 45 учащихся, в том числе учащиеся 9, 10 и 11 классов старших классов, проживающие в Нарынской области Кыргызстана. Для сбора данных в исследовании использовалась форма полуструктурированного интервью, основанная на методе качественного исследования. В этой форме интервью сначала совместно с руководителем диссертации был подготовлен проект формы на турецком языке, а после получения экспертного заключения вопросы в форме были доработаны. Оно было переведено на кыргызский язык для применения. Форма интервью, переведенная на кыргызский язык, была проверена полевыми экспертами. Форма интервью, использованная в исследовании, состояла из двух частей: форма личной информации и форма полуструктурированного интервью, которая входит в число типов интервью. Форма личной информации включает описательные вопросы о поле, классе и семейном доходе учащихся, участвующих в собеседовании. При сборе данных участникам была предоставлена ​​информация об исследовании и получено их одобрение. При анализе данных, полученных в результате исследования, был использован метод контент-анализа из методики качественного анализа. В результате исследования; Факторы, повлиявшие на выбор профессии учащимися 9–11 классов, следующие: На большинство учащихся повлияли исследования, которые они проводили в Интернете. Позже был сделан вывод, что на них повлияли члены семьи, окружающие люди, потому что это была их собственная воля и на них не влияли другие, друзья, учитель в школе, высокая зарплата выбранной ими профессии, новые технологии, которые они видели в своей среде, события в обществе и фильмы, которые они смотрели.

Библиографические ссылки

KAYNAKLAR

Akıntuğ, Y. ve Birol, C. (2011). Lise Öğrencilerinin Mesleki Olgunluk ve Karar Verme Stratejilerine Yönelik Karşılaştırmalı Analiz. Hacettepe Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi, 41

Clutter, C. (2010). The Effects Of Parental Influence On Their Children’s Career Choices. Yüksek Lisans Tezi. Kansas State University, Manhattan.

Dinç, E. (2008). Meslek Seçiminde Etkili Faktörlerin İncelenmesi: Meslek Yüksek Okulu-Muhasebe Programı Öğrencileri Üzerine Bir Araştırma.

Efilti, E. (2007). Mesleki Rehberliğin Meslek Seçimine Etkisi. Selçuk Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi Sayı 23, Sayfa 23-42. Konya

Eğitim-Bir-Sen Stratejik Araştırmalar Merkezi, (2011). Öğrencilerin Meslek Seçimini Etkileyen Faktörleri https://www.turkiyeegitim.com/ogrencilerin-meslek-secimini-etkileyen-faktorleri-arastirdik-30113h.htm (15.02.2021)

Kars, V., Arslan, N., Erik, L., Avcı, N., Bucaktepe, P. G., Celepkolu, T. ve Şahin, H. A. (2014). Lise son sınıf öğrencilerinin meslek seçiminde karşılaştığı sorunlar ve bu sorunların anksiyete ve depresyonla ilişkisi. Dicle Tıp Dergisi, 41(1), ss. 187-190.

Kıyak, S. (2006). Genel lise öğrencilerinin meslek seçimi yaparken temel aldığı kriterler. Yüksek Lisans Tezi, Yeditepe Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü, İstanbul. http://tez2.yok.gov.tr/ adresinden edinilmiştir (17.02.2021)

Kuzgun, Y. (2011). Mesleki rehberlik ve danışmanlığa giriş. Ankara: Nobel Yayıncılık.

Mooney, M., Glacken, M. ve O’Brien, F. (2008). Choosingnursing as a career: a qualitativestudy. Nurse Education Today, 28, pp.385-392.

Pekkaya, M. ve Çolak, N. (2013). Üniversite Öğrencilerinin Meslek Seçimini Etkileyen Faktörlerin Önem Derecelerinin AHP ile Belirlenmesi. International Journal of Social Science. 6 (2), ss. 797-818.

Telman, C. (2006). Başarıya Giden Yolda Meslek Seçimi. İstanbul: Epsilon.

Yeşilyaprak, B. (2012). Mesleki Rehberlik Ve Kariyer Danışmanlığı Kuramdan Uygulamaya. Ankara: Pegem Akademi.

Абдыракунова Ж.С. (2016). «Мектеп бүтүрүүчүлөрдүн кесип тандоо процесси боюнча ата-энелердин пикирлери» Бишкекский Гуманитарный Университет http://kao.kg/images/stories/doc/i432_039.pdf (27.06.2021)

Харламов, И.Ф. (1997). Педагогика. Юрист, Москва, 3 изд.

Саматов, М. (2016). Кесип тандоо – тагдыр тандоого тете кадам. https://barometr.kg/content329 (27.06.2021)

Опубликован

2024-12-10

Как цитировать

ЭРНИСБЕК кызы, Н., & EFİLTİ, E. (2024). DETERMINATION OF AFFECTING FACTORS THE PROFESSIONAL PREFERENCES OF 9TH-11TH GRADE STUDENTS AND EXAMINATION ACCORDING TO CLASS LEVELS. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А.Мырсабекова, 2(2), 46–53. https://doi.org/10.56122/.v2i2.251

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)